Игры по биологии на тему млекопитающие. Урок "млекопитающие". “распредели животных по отрядам”

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;
  • развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

  • задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Филворд”, “Шифровки”, “Зоошутка”, “Аукцион”, “Черты характера”;
  • альбомные листы и цветные карандаши;
  • “Чёрный ящик”;
  • бочонок и фишки с номерами от 1 до 15;
  • секундомер.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

“РАЗМИНКА”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

Оценка = количеству правильных ответов.

“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.

Оценка: 5 баллов.

“КТО ЛИШНИЙ?”

Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.

Оценка: 2 балла.

“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

“РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”

Задание: распределить животных по отрядам.

Оценка: 1 балл за каждого представителя.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л) Непарнокопытные
М) Приматы:

Представители:

1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;
26-морской котик; 27-выхухоль;
28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;32-кролик;
33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.

Ответы:

А) 22; 38.
Б) 3; 7; 23; 28.
В) 24; 27.
Г) 1; 4; 25; 35; 36; 37.
Д) 32; 34.
Е) 5; 20.
Ж) 2; 6; 10; 15; 19.
З) 9; 11; 31.
И) 14; 26.
К) 18; 21; 30; 33.
Л) 8; 16; 17; 29.
М) 12; 13.

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”

Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

1. Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

(борьба за территорию, распределение пространства)

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

“ЗООШУТКА”

Задание: по рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Оценка: 10 баллов.

Рисунок 1.

Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади

“АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

“ФИЛВОРД”

Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.

Оценка: 1 балл за каждый отряд.

С У Н Е Х И О Н О Г
Ч М Е Ж Н Щ Т К Е И
А Т Ы В Ы А С И Т О
Ы Н Ч А Е Л А Р Б О
Е К Л А У Н З Н Ы Е
Р Р Ы Н З Ы С И Р Е
У К О Ы Ы П Н Т Ы Н
Ы Р К Г Р Р Ы Ы А П
Л Я Щ Ы М И Е П Р Н
Ы Е Е Р А Т Ы О К О

Ответы:

1-сумчатые; 2-рукокрылые; 3-ящеры; 4-грызуны; 5-хищные; 6-ластоногие; 7-китообразные; 8-сирены; 9-парнокопытные; 10-приматы.

“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”

Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.

Оценка: 5 баллов.

Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку.

Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.

Какое животное в “чёрном ящике”?

(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)

“ШИФРОВКИ”

Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.

Оценка: 2 балла за каждую шифровку.

“ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”

Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару.

“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

1. Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология)

2. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(нет, они обламываются и остаются в теле жертвы)

3. Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса)

4. Кто на себе лес носит? (олень)

5. Самое быстро бегающее животное. (гепард)

6. Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка)

7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

8. Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки)

9. Какой зверь самый крупный? (кит)

10. Почему ближайших родственников зайцев-пищух называют сеноставками?

(они делают запасы сена на зиму)

11. Почему у зайца очень тонкая шкура?

(чтобы легче было вырываться из когтей и зубов хищника)

12. Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс)

13. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)

14. Кто собирает яблоки спиной? Зачем?

15. Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее)

16. Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки)

17. Что такое отара? (стадо овец)

18. Умеют ли плавать верблюды? (нет)

19. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка)

20. Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка)

Вопросы для 2 команды:

1. Как называется собачье “общежитие”? (псарня)

2. Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира)

3. Зимой голоден, а летом сыт. (волк)

4. Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение)

5. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

6. Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)

7. Какой страшный зверь ест малину? (медведь)

8. Зачем китам усы? (роль сита при питании)

9. Какой зверь самый колючий? (дикобраз)

10. Для чего млекопитающим нужны вибриссы? (для осязания)

11. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет)

12. Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых)

13. Два – ста ухаста, два – ста рогаста, четыре - ста ходаста, один пыхтун, один вертун. Кто это? (корова)

14. Почему говорят: “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко)

15. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?

(волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней)

16. Какой орган чувств развит у кошки? (слух)

17. Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы)

18. Как определить возраст лошади? (по зубам)

19. У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос)

20. Именно эти животные были любимыми и у пророка Магомета, и у кардинала Ришелье. Кто они? (кошки)

Вопросы для 3 команды:

1. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

2. Одинокие волки воют на луну? (нет, волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай, что территория занята)

3. Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна)

4. Что делают зимой ёж и медведь? (спят)

5. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет?

(у собаки на языке потовые железы, а у лошади на теле)

6. Кто сильнее: тигр или лев? (тигр)

7. У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда)

8. Кит – рыба или зверь? (морской зверь)

9. Почему у летучих мышей такие большие ушные раковины?

(чтобы улавливать эхо ультразвуковых волн)

10. Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери)

11. Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос?

(чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега)

12. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще)

13. Рында роет, Скирда скачет, Турман едет – съест тебя. (свинья, заяц, волк)

14. Каковы различия сумок кенгуру и коалы?

15. Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен)

16. Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте)

17. Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть)

18. Где у верблюда мозоли? (на груди, на коленях и пяточных суставах)

19. Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия)

20. У волков – стая, у коров – стая, а у львов? (прайд)

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Данные об авторе

Иванова Елена Эдуардовна

Место работы, должность:

Учитель биологии МОУ СОШ №5 города Искитим Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Разработка нетрадиционного урока с использованием средств ИКТ.

Описание урока

1. Введение.

· За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

· Настоящая программа предназначено для изуче-ния курса «Биология. Животные» в 7 классе сред-ней общеобразовательной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой, использовано для контрольных уроков.

· Представленный урок завершает тему: «Многообразие животных» и является обобщающим уроком по теме: «Класс Млекопитающие».

2. Урок проводился в классе повышенного уровня. Большинство учащихся данного класса имеют высокий и выше среднего уровень общего развития, очень активны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.

3. Информационная карта и описание урока.

Урок№37. Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний о животных класса Млекопитающие.

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихсяраспознаватьотряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие.

2. Развиватьумениеработатьсучебником, дополнительнойлитературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации.

3. Развиватьмыслительныеспособностииречьучащихсяпутемактивизацииихдеятельностинауроке. Развиватькоммуникативно-организаторскиеспособностиучащихся, навыкисамопрезентации.

Оборудование: презентация, кроссворды, тест, опросные листы, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Методы и приёмы: активные; метод малых групп; дидактическая игра; применение приобретенных знаний; закрепления; проверки знаний, умений и навыков; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля; взаимоконтроль.

Дидактическая игра — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.

Планурока:

Продолжительность урока 45 мин.

I .Введение (5 мин.):

а) организацияклассаипостановкапознавательныхзадач;

б) классделитсяна4группыпо5 - 6человек, каждаягруппаполучаетопросные листы, кроссворд и тест.

II . Основная часть (35 мин.): По ходу выполнения заданий группы заполняют опросный лист.

1. Разминка (5мин.) По два вопроса каждой группе об характерных особенностях млекопитающих. Слайд 4.

2.Работа у интерактивной доски (20 мин.) Слайды 5 - 7.

Задания: внешнее строение собаки (по два вопроса каждой группе), внутреннее строение млекопитающего (по 4 вопроса каждой группы), интерактивные задания с использованием модулей OMS (по 6 заданий каждой группе). Желательно чтобы каждый раз к доске выходил новый участник группы.

3. Викторина (по 3 загадки каждой группе) (5 мин.). Слайды 8 - 20.

4. Группы обмениваются кроссвордами и тестами для взаимопроверки (5 мин.). Слайды 21 - 25.

III . Заключение (5 мин.).Подведениеитогов. Группы подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку. Слайд 26.

Максимальное количество баллов, которое может набрать группа - 37.

«5» - 34 - 37 баллов,«4» - 30 - 33 баллов,«3» - 32 - 19 баллов, «2» - менее 19 баллов.

4. Приложения.

· Кроссворды.

· Диагностический тест.

· Опросный лист.

· Презентация «Мой лучший урок» содержит фотографии с урока и диаграммы результативности.

5. Источники информации.

— Учебник. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные». 7 класс. Дрофа 2003-2008 г.г.

— Кто в лесу живет. Сборникмаленькихрассказов о лесных обитателях. Новосибирское книжное издательство, 1986 г.

— Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Эксмо, 2008 г.

— Электронное издание: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,2008 г.

— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( ):

1. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И.;

2. «Биология. Животные», 7 класс, Константинов В.М. и др.

3. Коллекция модулей OMS на портале ФЦИОР ( http :// eor . edu . ru ).

6. Мультимедийная презентация к уроку. Предлагаемая презентация содержит как самостоятельно разработанные пособия (кроссворды, тест, викторина, разминка), так и импортированные цифровые пособия ЕОР с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ Internet Explorer . Для корректной работы презентации необходимо установить программное обеспечение для воспроизведения модулей OMS с сайта http :// eor . edu . ru OMS ). При возможности работы в компьютерном классе, тесты и кроссворды можно выполнять на отдельных компьютерах. В ходе урока желательно использовать интерактивную доску, но при её отсутствии можно использовать и экран с проектором.

Объяснительная записка

Предлагаемая презентация содержит импортированные цифровые пособия ЕОР с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ . Эти файлы воспроизводятся браузером Internet Explorer . При воспроизведении нужно разрешить браузеру разблокировку файлов этого типа.

Для корректной работы презентации необходимо установить программное обеспечение для воспроизведения модулей OMS с сайта http:// eor. edu. ru или с данного диска (папка ПО OMS ).

При возможности работы в компьютерном классе, тесты и кроссворды можно выполнять на отдельных компьютерах.

В ходе урока желательно использовать интерактивную доску, но при её отсутствии можно использовать и экран с проектором.

Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

иванова тамара ивановна, 09.02.2017

3150 380

Содержимое разработки

Тема урока: Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.

Класс-7

Дата проведения-5.04.2016

Цель урока:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока

I .Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, сядьте правильно и приступим к работе.

II .Актуализация знаний.

В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был? (ответы ребят – птицы) .

Ребята! Посмотрите на слайд 3 и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?

Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?

III. Изучение нового материала .

    Постановка проблемы и создание проблемной ситуации .

Слайд 4

Что же есть такого особенного в этих животных? (они отличаются от всех остальных).

Проблема : Почему их выделили в особый класс?

Поэтому на сегодняшнем уроке мы и будем изучать «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих» (записывают тему урока). Слайды 1,2 Какова цель?

Посмотрите, какое многообразие млекопитающих, и это ещё не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 4,5 тыс. видов (запись в тетрадь). Слайды 5,6,7

2)Выдвижение гипотезы.

Давайте выдвинем гипотезу. Слайд 8

Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит, у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли.

3)Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы.

Гипотезу нужно проверить, т.е. подтвердить фактами.

Для установления общих признаков млекопитающих обратимся к тексту учебника (самостоятельная работа со статьей учебника «Общая характеристика млекопитающих» стр. 224-225).

Давайте, используя свой жизненный опыт, свои знания , а также статью учебника, попытаемся сформулировать общие отличительные признаки млекопитающих . Сверьтесь со слайдом 9 , все ли признаки вы отметили.

1) Высшие позвоночные животные.

2) Теплокровные (постоянная температура тела).

3) Тело покрыто шерстью (волосяным покровом).

4) Имеются кожные железы (потовые, сальные, млечные, пахучие).

5) Рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

6) Обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями.

7) Имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты).

8) Размеры от 4 см до 33 метров, масса от 0,1 граммов до 150 тонн. Слайд 10

Таким образом, Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.

4) Особенности внешнего строения млекопитающих (рассказ учителя).

Слайд11 Тело состоит из головы, туловища, хвоста; хорошо развита шея. Две пары конечностей, которые расположены под туловищем.

Какое это имеет значение? (тело поднимается над поверхностью земли).

Слайд 12

На голове развиты подвижные ушные раковины (наружные уши); рот окружён подвижными губами. Глаза предохраняют хорошо развитые веки. По их наружным краям расположены ресницы. Мигательная перепонка (третье веко) у млекопитающих недоразвита.

Покровы

А) Рассмотрим строение кожи (рассказ учителя). Слайд 14

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. Состоит из основных слоёв: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной клетчатки . В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой клеток эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки. В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.

Чем покрыто тело млекопитающих?

У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). Слайд 14

Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы (образующие подшерсток). Особо выделяют жесткие длинные волосы – вибриссы. Слайд 15 Вибриссы – длинные жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию. Видоизменениями волос являются щетина (кабана) и иглы (дикобраза и ежа). Лишь немногие из млекопитающих утратили волосяной покров, например дельфины. Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год. Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик). Слайд 16

Роговыми производными эпидермиса – верхнего слоя кожи являются:

Ногти, - когти, - копыта, - рога, - волосы (слайд 17 ).

В коже млекопитающих хорошо развиты железы разных типов: (рассказ учителя, типы желез, их функции). Слайд 18

    Потовые железы (выведение продуктов обмена веществ, терморегуляция).

    Сальные железы (смазывание шерсти, защита от снашивания и намокания).

    Пахучие железы (общение между особями, для мечения территории).

    Млечные железы (вскармливание детенышей).

Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.

5)Физкультминутка.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только вовремя сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

А) Упражнения для глаз.

На листе ватмана изображают фигуру животного. Во время физкультминутки дается задание: обвести контуры животного взглядом по часовой стрелке и против.

Б) Комплекс упражнений для глаз.

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальные вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против.

Будьте здоровы!

6)Инструктивная карта (ответьте на вопросы и заполните таблицу).

Ребята! Вам на дом было задано рассмотреть внешнее строение своих домашних животных.

Лабораторная работа Слайды 19-24

«Внешнее строение млекопитающих»

IV . Применение знаний.

Учащиеся выполняют тест, самопроверку. Слайды 25,26

Слайды 27-28 Проверьте свои ответы.

V . Домашнее задание. Слайд 31

п. 55, ответить на вопросы: 1) У какого млекопитающего нет глаз?

2) Почему в сильную жару собака высовывает язык?

По желанию: - подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих;

Нарисовать рисунки животных.

V I . Рефлексия: Какие открытия сделали на уроке? Слайд 29

- Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

VII . Подведение итогов. Слайд 30

Мы достигли нашей поставленной цели, подтвердили гипотезу, и на последующих уроках будем продолжать изучать этих животных, используя знания, полученные на этом уроке.

Выставление оценок.

Слайд 32.

Учитель: Иванова Т.И.

Содержимое разработки

Самоанализ урока по биологии на тему «Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих».

Урок проведен в 7 классе. В классе 9 обучающихся. Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока урок усвоения новых знаний .

Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.

Цели и задачи урока даны комплексно и взаимосвязаны между собой. В них учтены возрастные и личностные особенности учащихся: способности к логическому мышлению, обобщению, интерес к предмету, доброжелательных отношений в классе и с учителем, а также возможная необходимость оказания помощи более слабым ученикам при решении заданной проблемной ситуации и усвоении новых знаний.

Структура занятия соответствует структуре урока усвоения новых знаний. Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока мною соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась с показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.

Организационный момент . Прошел быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний я старалась логически подвести учащихся к теме урока путём постановки проблемных вопросов. Работа с иллюстрациями слайда дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.

Использовала различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседу, лабораторную работу, которая позволит выявить первичные навыки усвоения нового материала.

В ходе всех этапов урока использовала различные методы для развития логического мышления:

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать выводы;

Сравнивать;

Работать с иллюстрацией на слайдах;

Выдвигать гипотезы.

Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся. Деятельность обучающихся в ходе урока была преобразующей, так как учащимися осуществлялось прохождение всех уровней обучения (различение, запоминание, понимание).

Использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную. С этой целью развития познавательного интереса и мотивации к учению мною использовались на уроке презентация, постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполняли проверочный тест, что способствовало закреплению изученного материала.

Домашнее задание имело творческий характер и было дифференцировано (обязательное и по выбору).

Была проведена рефлексия и самооценка учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Иванова Т.И.

Конспект открытого урока

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

    образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных этого класса.

    развивающие: развивать интерес и познавательную активность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление

    воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах; формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные задания для конкурсов; альбомные листы и карандаши; секундомер.

Используемые технологии: игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение и обобщение изученного материала.

Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их. При изучении представителей каждого класса, мы говорили об их характерных особенностях.

Какими же характерными особенностями обладают млекопитающие, и что их отличает от других классов царства животных? - Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? - Почему млекопитающие являются одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Ребята, а теперь давайте представим на минуту, что произойдёт, если все млекопитающие на земном шаре исчезнут. (Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, в процессе обсуждения выясняем значение млекопитающих в природе и для человека) - А может такое произойти в действительности? - Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу? (учащиеся называют известных им животных)

А сейчас я предлагаю вам познакомимся с млекопитающими, занесёнными в Красную книгу, которые встречаются на территории Самарской области. В этом нам помогут ребята, которые подготовились заранее. При просмотре презентации выполните задание - составьте в тетради таблицу:

Название животного, занесённого в Красную книгу

Внешнее строение, образ жизни

Место обитания

(Просмотр презентации, который сопровождается комментарием учащихся её подготовивших)





После просмотра презентации учащимся, которые её подготовили, выставляются оценки, выставляются оценки и за устные ответы учащихся на вопросы, всё сопровождается комментарием.

Ребята, следующая часть урока будет не совсем обычной, я предлагаю вам поиграть. Условия игры: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается сразу, за каждый правильный ответ 1балл, счёт отображается на доске, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Разминка”

Все вопросы обсуждаются одну минуту

Вопросы:

1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к размножаются откладыванием яиц)

4) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

5) В названии каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих”

Задания озвучиваются учителем. Вопрос для 1 команды:

Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

Выбери правильный ответ”

Задания команды получают в виде карточек. Вопрос для 1 команды: - Когда спят кенгуру? А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью. - След какого зверя похож на человеческий? А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды: - Какой из этих медведей сумчатый? А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала. - Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога? А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды: - Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт) А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды. - Мех какого животного причислен к геральдическим знакам? А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

Игра – гусеница”

Раздаются заранее подготовленные карточки с заданием. Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.(1 балл за каждое слово)

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, который диктует учитель, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку. (одна минута равна трем вопросам по 20 секунд на каждый)

1. Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3. Другое название беззубых китов. (Усатые)

4. Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

5. Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

6. Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

7. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не

уменьшаются.(Они постоянно растут)

8. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны.(Лизоцим)

9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны)

10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

11. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

12. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

13. Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

14. Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

15. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

16. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)

17. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

18. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

19. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

20. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец)

21. Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы многое успели: серьёзно поработать, повторить и обобщить знания о классе млекопитающие, узнать что-то новое о животных Красной книги и даже поиграть. Сейчас пришло время выставления оценок. Согласно счёту (который на доске) члены команды занявшей 1 место – получают “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Домашнее задание

Творческого характера: подготовить кроссворд на тему «Млекопитающие»

Тема урока «Млекопитающие»
Цели урока: ·
ознакомление учащихся с новой классификацией животных и их групповыми признаками; ·
расширение кругозора учащихся; ·
формирование коммуникативных действий. Тип урока: урок изучения нового. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чучело бобра.
Орг. момент Душу и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи. Многое сможешь узнать ты тогда И не забудешь, поверь, никогда!
Акт. знаний - Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать со слов немецкого философа и социолога Марса Шелера «Изучайте животных, и вы поймёте, как это трудно быть человеком» - Как вы понимаете это высказывание? - Перед вами представлены картинки разнообразных животных. Классифицируйте их. (дети на компьютере с помощью инструмента «фломастер») - Давайте сравним с эталоном. Правильно ли ребята справились с заданием. - Что заметили? (картинка лишняя) - Кто изображен на оставшейся картинке? (нерпа) - К какому классу это животное относится?
Постановка проблемы. Открытие нового - Откуда можно взять информацию о животных? (из энциклопедий) - Прочитайте внимательно статью о нерпе, взятой из свободной энциклопедии Википедии. - Что нового узнали? - Так к какому же классу относится нерпа? (к классу млекопитающих) - Кто может сформулировать тему урока? - Какое другое название имеет этот класс? (звери)
Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения, средой обитания и способами размножения млекопитающих. Узнаем, почему они такие разные. - Поможет нам в этом материал учебника на странице 110. Каждая группа будет работать со своей частью параграфа. Прочитайте и выберете ключевые фразы. 1 группа – Воспитание детей обходится дорого.
2 группа – Млекопитающие – животные теплокровные. - чучело бобра - - Ребята, все звери покрыты густой шерстью? С чем связано её наличие или отсутствие? (среда обитания) У некоторых млекопитающих шерсть сильно редуцирована, т.е. имеет более простое строение. Каких зверей можете назвать? (слон, кит, свинья) Что же в этом случае выполняет роль механической защиты и защиты от потери тепла? (подкожный жир). Ухаживают ли звери за своей кожей? (избавляются от мёртвых тканей, которые находятся на поверхности кожи)
3 группа – Разная пища – разные зубы. - чучело бобра - Пресмыкающиеся не имели твердого нёба, разделяющего носовую ротовую полость. Следовательно, они не могли жевать, т.к. этот процесс затруднял бы дыхание. У зверей появилось твёрдое нёбо, а потом и дифференцированные зубы, выполняющие различные задачи при жевании пищи. Появление функции жевания позволило млекопитающим питаться разнообразной добычей, часто превышающей хищника по размерам. -
Как вы думаете, ухаживают ли звери за своими зубами? (от пищевого налёта на зубах звери избавляются, сгрызая стебля растений)

4 группа – Совершенные органы чувств и сложное поведение. - чучело бобра - Органы чувств млекопитающих хорошо развиты, помогают зверям находить добычу или пищу, ориентироваться, узнавать друг друга, определять опасность. Главное отличие млекопитающих од других животных – это наружные ушные раковины. Млекопитающие более подвижны. Мы смогли в этом убедиться, решая задачи на уроке математике. Т.к. у млекопитающих хорошо развит мозг с органами чувств, мы можем сделать вывод, что млекопитающие самые сложные и высокоорганизованные животные на Земле.
- Обладает ли еще кто-нибудь этими характеристиками? (человек) Назовите признаки, которые свойственны только человеку.
Итог урока - Давайте опять вернемся к высказыванию Макса Шелера. Кто может что-нибудь добавить к сказанному ранее? (Человек – это часть природы, самое разумное млекопитающее и от человека зависит будущее нашей планеты)
Домашнее задание Подготовить сообщение о понравившемся вам млекопитающем.