Во сколько всходит вифлеемская звезда. Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов. Вифлеемская звезда - можно ли носить православным

" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Из знамений, сопровождавших рождение Спасителя, появление на небе особой звезды можно назвать самым характерным, насколько таким было помрачение солнца при распятии Спасителя (таковым пророчески признал это последнее знамение ещё Захария—14,7).

Замечательно, что в тропаре Рождеству Христову говорится только о звезде волхвов. А в тропаре всегда выражается вся суть празднуемого события, весь смысл, цель и значение его, указывается главная и средоточная сторона этого события.

И так как тропари и кондаки — древнейшие из праздничных песнопений и потому могут служить выразителями взгляда древней церкви на сущность евангельских событий, то, следовательно, по древнему церковному воззрению самый характерный эпизод Рождества Христова составляет именно появление звезды Новорожденного.

Появление звезды при рождении как будто подтвердило правоту астрологии, тогдашними представителями которой были открывшие на небе звезду Мессии волхвы, правоту идей, которые не только наука, но и так называемый здравый человеческий смысл считают окончательно неверными.


Вследствие этого евангельский рассказ о рождественской звезде (записанный только у ев. Матвея) всегда ставил богословов в затруднение, а отрицательной науке давал орудие против достоверности евангельской истории. Между прочим говорили, что рассказ этот хочет объяснить магическую силу чудотворения в Христе (Эйшаль).

Известно, как богословская наука пытается устранить порождаемую этим евангельским повествованием трудность. Говорят, что Бог в данном случае также направил к благим целям заблуждения волхвов, как Он направляет к благу грехи наши. В этом действии Промысла усматривают снисхождение Божие к слабости человеческой. «Как часто Бог снисходил не только к чувствам и мыслям людей, но даже к их слабостям и предразсудкам!» (Гаманн). «Суеверие часто прокладывает путь к вере» (Неандер). Но это было бы снисхождение к вредной слабости.

Сомнительно, чтобы Вифлеемская звезда появилась на небе только ради волхвов, для приведения их в Иудею. Одинаково трудно предположить, чтобы Бог сотворил для этой цели новую звезду, как и то, чтобы Он воспользовался в данном случае какой-либо из существовавщих звёзд, сообщив ей особенное движение и блеск.

В царстве благодати ещё менее, чем в царстве природы, возможны случайность и произвол. Если, при рождении Спасителя на земле, появилась на небе особая звезда, то она должна была появиться и не могла не появиться. Появление её вызвано с такою же необходимостью — рождением Спасителя, с каким вообще причина вызывает следствие. Притом говорить, что звезда появилась только для волхвов, чтобы, сообразно их астрологическим воззрениям, указать им Новорождённого Мессию, говорить это значит умалять всё неизмеримое величие этого эпизода рождества Христова, взятого самим по себе.


Из обстоятельств, сопровождавших рождество Христово, ни одно столько не говорит нашему сердцу и уму, как это, если взять его во всей евангельской чистоте, т. е. не затемнённым и не ослабленным мудрствованиями богословов (о цели и смысле появления звезды).

В самом звёздном мире рождение Спасителя производит какую-то перемену, уловленную в своё время зорким глазом специалистов. Происшедшее неощутимо для земли, на которой оно имело место, рождество Христово было почувствовано небом, от которого оно было так удалено, совершенно подобно тому, как принятое равнодушно людьми оно было восторженно прославлено ангелами.

Восточные маги в своих ожиданиях звезды пред рождением великого Царя в Иудее были далеко не одиноки. Что подобные мнения не были чужды и современному им иудейству, на это, как давно замечено учёными, указывает принятое на себя одним лжемессией апостольского времени прозвание «Баркохбы» (сын звезды).

Есть и прямые свидетельства, что вообще чуждое, если не прямо враждебное астрологии (раввины говорили, что астрологи не обладают знанием закона, что кто научится хоть чему-нибудь от волхва, заслуживает смерти), иудейское богословие ожидало пред пришествием Мессии появления звезды.


В одном из древних мидрашей (толкований на св. Писание) даётся такое объяснение пророчеству Валаама о звезде от Иакова: «вот семилетие, в которое придёт Сын Давидов: в первый год не будет достаточно пищи; во 2 — стрелы голода пущены; в 3 — великий голод; в 4 — ни голода, ни изобилия; в 5 — великое изобилие и звезда засветит с востока, и это есть звезда Мессии; и она будет светить с востока 15 дней, и если это продолжится, будет хорошо Израилю; в 6 — речения и возвещения (о пришествии Мессии); в 7 — войны и в конце нужно ожидать Мессию».

В другом мидраше (из того же собрания) тоже говорится, что за два года до рождения Мессии должна появиться звезда на востоке. Поразительное совпадение с вероятным (на осн. Мф. 2, 16) временем действительного появления звезды волхвов. Самое пророчество Валаама заключало в себе предсказание о появлении звезды при рождении Спасителя, потому что вообще пророчества всегда имели, кроме иносказательного, и буквальный смысл (ср. пророчество о разделении риз, о напоении уксусом и желчию в 21 пс.).

С другой стороны, не смотря на всю свою исключительность в мировой истории, событие рождества Христова не единственное событие, которое сопровождалось знамениями на небе, и не на него лишь отозвался звёздный мир. Так и последний суд над миром и преобразование (обновление) земли будет сопровождаться глубокой всеобъемлющей пертурбацией звёзднаго мира.

Ибо только этот смысл может иметь выражение, что при конце мира померкнут светила, звёзды спадут с неба и силы небесные подвинутся (Мф. 24, 29). По библейскому учению столь великая катастрофа небесная в уменьшённом виде повторяется при всех значительных переменах на земле, особенно при переменах в судьбах человечества, напр., при падении больших монархий, при кровопролитных войнах.


Так, напр., великие знамения на небе предсказаны при окончательном разрушении Иерусалима язычниками. И, по свидетельству современных историков, эти предсказания исполнились: общее впечатление от этих свидетельств (может быть, немного преувеличенных, что естественно для таких писателей, как Флавий) такое, что на небесном своде во время иудейской войны несомненно творилось нечто необычное.

Подобные же знамения на небе, перевороты в звёздном мире предсказаны пророком Исаиею ко времени разрушения вавилонской монархии (13, 10), пр. Иезекиилем — ко времени падения Египта (32, 7) и вообще считались пророками неизменною принадлежностью сильных переворотов на земле (Ис. 34, 4; Иоиль 2, 31; 3, 15).

В человечестве всегда существовало убеждение, что наступление чем-нибудь выдающихся периодов в истории сопровождается необыкновенными явлениями на небе. По Диодору Сицилийскому, астрологи полагали, напр., что звёзды предсказывают сильные бури, засуху, землетрясение (II, 30) и всякую перемену счастливую и несчастную «не только для народов и стран, но даже для царей и толпы» (II, 30; след., гл. обр., для первых).

Это убеждение настолько сильно и повсеместно, что могло быть только результатом долголетнего опыта. Так как перемена в судьбах человечества обусловливается появлением в его среде великих деятелей (завоевателей, мудрых законодателей) или исчезновением их со сцены (тиранов), то это убеждение человечества выразилось в такой форме, что звёзды предвещают собственно рождение и смерть великих людей. Поэтому жизнь последних всегда окружена верованиями такого рода.


Так, Светоний говорит, что около времени смерти Цезаря косматая звезда светила постоянно в течение 7 дней, восходя около 11 часов (Caesar. 88). Раввин Абарбанел (1437—1508 г.) говорит (в комментарии на пр. Даниила), что соединение Юпитера и Сатурна (приближение их друг к другу на небесном своде) всегда служить обозначением великих событий, а соединение их в знаке Рыб, каковое созвездие этот раввин по некоторым мистическим основаниям считает созвездием Израиля, знаменовало важнейшие эпохи в истории Израиля; так подобное соединение было за 3 года до рождения Моисея; вследствие такого же соединения во время Абарбанела (1463 г.) ожидали пришествия Мессии. Шекспир говорит: «пред смертью нищих мы комет не видим; но небеса, пылая, возвещают смерть властелинов» (Генр. VI).

Все приведённые данные были бы ещё поразительнее и поучительнее, если бы считать твёрдо обоснованным предположение некоторых астрономов, что самая звезда волхвов по временам опять появляется на небосклоне, что это возращение её периодически правильно и что оно совпадает с поворотными эпохами в истории человечества.

Так, в 1603 году известный астроном Кеплер заметил соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, при чем эти большие планеты, составляющие на небосклоне звёзды первой величины, оказались так близко друг от друга, что могли быть приняты за одну необыкновенную звезду. Это явление началось 17 декабря (здесь и далее по старому стилю).

Весною следующего года к обеим этим планетам присоединился Марс, чрез то увеличив объём и блеск этого соединения, а 10 октября 1604 г. в восточной ноге созвездия «Змееносец», по соседству Юпитера и Сатурна, появилась новая звезда, превосходившая все звёзды первой величины (Юпитера, Сатурна), звезда необыкновенно блестящая и имевшая особенный цвет, искрившаяся переменными цветами, «подобно короне из драгоценных камней». Так выражается о ней ученик Кеплера Бруновский, напоминая этим замечанием описание у Игнатия Богоносца вифлеемской звезды, которая, по нему, «искрилась подобно бриллианту, больше всех других звёзд» (Посл. к Ефес. 16).


Просветив ярко около года, а затем постепенно теряя свой блеск, новая звёзда исчезла в марте 1606 г. Кеплер, описавший это явление, занялся исследованием, мог ли подобный феномен произойти в эпоху рождества Христова, и пришёл к заключению, что такое планетное соединение происходит каждые 800 лет (точнее чрез 794 г. 4 м. 12 д.) и должно было произойти в 747 г. от основания Рима, след. за 2 года до настоящего года Рождества Христова, ибо общепринятая христианская эра (введённая римским аббатом Дионисием Младшим), как доказано, делает ошибку на 4 года; а евангельский рассказ даёт основание думать, что звезда волхвов появилась за 2 года до Рождества Христова: Ирод велит избить вифлеемских детей от 2 лет и ниже по возрасту, вероятно, в виду того, что звезда явилась волхвам за 2 года до их появления в Иерусалиме.

Взгляды Кеплера развиты впоследствии Мюнтером, Иделером и Визелером. По их вычислениям Юпитер и Сатурн должны были соединиться 20 мая 747 г. «и первоначально находились по отношению к Персии на восточной стороне неба; 27 октября в том же знаке Рыб и в том же положении друг к другу эти звёзды могли быть видимы уже на южной стороне неба. Различные комбинации этих планет, имевшие место в течение некоторого времени, могли казаться движением необычайной звезды, и именно с востока на юг, т. е. по тому самому направлению, по которому пришли в Иерусалим восточные мудрецы» (Будкевича, Жизнь Иисуса Христа, Спб. 1887. 299).

На Иудею, может быть, указывало волхвам и явление звезды в знаке именно Рыб. Астрономом Гольдшмидтом установлено также, что такое звёздное явление могло быть видимо людьми, оставившими Иерусалим, и что оно могло указывать им путь, почти идти пред ними, по направлению к Вифлеему и остановиться над ним.

Визелер в астрономических таблицах Китая, в достоверности которых не сомневается Гумбольдт (Космос, т. 1, 90 и д.), нашёл упоминание о переменной звезде, появившейся в эпоху именно рождества Христова (стр. 61). Если бы можно было считать твёрдо установленным, что в эпоху Рождества Христова произошло описанное астрономическое явление, то очень вероятным было бы предположение, что оно именно привело волхвов в Иудею.


Оно не только отличается необыкновенным характером, но и «представляет из себя зрелище на ночном небе, которое не могло не привлечь внимания всех наблюдателей неба, особенно астрологов» (Эдер. 269). Но Притчард доказывает, что во время своего соединения (т. е. приближения друг к другу) планеты Юпитер и Сатурн не кажутся одной звездой, так как расстояние между ними в то время не менее диаметра луны.

Другие, считая звезду волхвов тоже периодической, полагают период её возврата в 317 лет. Такое предположение высказано несколькими астрономами по поводу появления 20 февраля 1901 года в созвездии Персея новой звезды, названной Nova Persei. Астроном Шу по поводу этого появления составил полный список временных звёзд, о которых сохранились более достоверные известия.

Первая из них отмечена у китайцев за 143 г. до христианской эры (у Плиния есть упоминание о яркой звезде за 130 лет до P. X.), а последняя — звезда Персея. Между ними идёт ряд следующих годов по Р. Хр.: 123, 173, 369, 386, 389, 393, 827, 945, 1012, 1202, 1230, 1264, 1573 (звезда Тихо-де-Браге), 1578, 1600, 1601 (звезда Бруновского, о которой писал Кеплер), 1670, 1690, 1848, 1866, 1876, 1885, 1892.

Американский астроном Тоттль высказал предположение, что звезда в Персее та самая таинственная звезда, которая вела по преданию волхвов. Между годом P. X. и звездою Персея можно найти в списке Шу 3-4 периодических звезды, разделённых приблизительно одинаковым промежутком времени от 300 до 340 лет. Это звёзды 945 г., 1264 г., 1572 г.

Если бы этот список был полный, то, может быть, в нем были бы звёзды около 320 годов (то есть 369 г.) и 640 г. Таким образом можно предполагать, что одна и та же периодическая звезда появляется на небосклоне приблизительно раз в 317 лет (1902:317=6).

Правда 1) она то опаздывает (звезда Персея опоздала на 12 лет), то спешит (звезда Тихо-де-Браге появилась чрез 300 лет после своей предшественницы); 2) появляется не в одном и том же месте небосклона: три названные звезды из списка Шу появились в созвездии Кассиопеи, а не Персея (и не Рыб). Но и кометы то опаздывают, то спешат, и блуждают по небесному своду, говорят защитники этого взгляда (Вестник Иностранной Литературы 1902 г., январь, 330 и д.).

Как ни гипотетичны оба указанные отождествления звезды волхвов с периодическими небесными явлениями, всё же они не могут не навести на некоторые сопоставления. Если верно, что звезда волхвов возвращается, то возвращается она в эпохи, действительно, поворотные в истории человечества. Кеплер прямо и называет эти эпохи: Адама, Еноха, потопа, Моисея, Исаии (начало вавилонской, греческой и римской эры), Христа, Карла В., реформации. Годы Тоттля тоже знаменательны: 317 (=313), 633 (=622) и т. д.

На протяжении истории не было, конечно, события большей важности, чем рождение на земле Богочеловека. Оно, как и всякое событие во внешнем мире, имело тоже две стороны — внешнюю или видимую и внутреннюю, духовную. По первой своей стороне оно было рождением нового Человека в мир, который, по-видимому, остался равнодушным к этому событию. Внутренняя же сущность этого события была такова, что оно — ни больше, ни меньше — как переворачивало всё до основания в мире.


Ибо чем, как не радикальным переворотом в твари, нужно было назвать ту перемену в ней, по которой она в одной своей части становилась Богом? Происходила, таким образом, перемена в самой природе мира, в самом существе его. Удивительно ли, что такая глубокая перемена в существе мира дала себя чувствовать далеко за пределами нашей планеты?

Большинство отцов и учителей Церкви относительно звезды волхвов держались того мнения, что она была нарочито создана Богом в момент рождения Спасителя (Игнатий Богоносец, Ориген, Евсевий) (одиноко стоит мнение св. Златоуста, которому следует Феофилакт, что это был ангел во образе звезды).

Св. отцы, конечно, не могли знать, по тогдашнему состоянию астрономической науки, что значит ввести в звёздное небо новую звезду. Но если бы и знали это, едва ли отказались бы от своего мнения. И мы теперь немного знаем об этом.

Новейшие астрономические объяснения для появления новых звёзд крайне сбивчивы и противоречивы и ничего не говорят о том, как должно повлиять на всю систему строго согласованного во всех своих частях и повсюду подчинённого закону тяготения мира появление новой звезды или даже только новое распределение уже существующих звёздных миров. Можно только предполагать, что такое появление должно вызвать целую пертурбацию в звёздном мире, т. е. во вселенной.

С пришествием на землю Спасителя, на ней должен был произойти целый нравственный переворот. Силу и величину этого переворота пророки не преувеличивали, когда говорили, что вместо каменных сердец в людей имели быть вложены мягкие плотяные, что сухие чёрствые души людей имели быть обращены одна к другой, сердце отца к чаду и сердце человека к искреннему его.

Но пересоздать нравственную природу человека, не касаясь физической среды его развития, так же невозможно, как сделать землю с её настоящими физическими условиями небом. И если мы ожидаем, по обещанию Божию, на земле нового неба, сошествия на неё небесного Иерусалима и храма (Апок. 21, 1, 2), то столь благодетельная и резкая нравственная перемена в нашей планете будет сопровождаться совершенной переменой физической природы на ней («земля и яже на ней дела сгорят» 2 Петр. 3, 10).

Могла ли и глубокая нравственная перемена в людях после первого пришествия Христова не сопровождаться какою-либо неуловимой, неощутимой переменой условий земной жизни, а эта последняя перемена не иметь для себя верховного основания в надземных сферах? С явлением Спасителя в мир в него привзошёл столь обильный приток жизни и света, что удивительно ли, если небо заблистало новыми светилами?

О характере указанной перемены мы могли бы судить только в том случае, если бы имели верное понятие о звёздном мире и его отношении к земле. Но современная астрономия, не смотря на все успехи свои, не даёт нам не только надлежащего понятия о звёздах, но и верного представления о них.


Заставляя нас мыслить звёзды (подобно солнцу) громадными шарами раскалённых до газообразности веществ, она прилагает к надземным телам категории (законы мысли) чисто человеческого и земного восприятия, связанные с возможной лишь на земле физиологической организацией (шар — форма чисто человеческого зрительного восприятия, как и раскалённое состояние, газообразность).

Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

"Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

  • Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.
  • В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
  • Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.
  • В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.
  • Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.
  • Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

"Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

"Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Image caption Нередко кометы словно "зависают" или "останавливаются" над горизонтом

Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он.

"После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

"Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ:
Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

"Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

"Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

"Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз.

"Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".

LOS REYES MAGOS

  • В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.
  • Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.
  • Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.
  • На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.
  • Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды.

"Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире". По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

"К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

"Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

1. Ожидание рождения Спасителя Мира
На рубеже эпох по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время в Иудее должен родиться Спаситель Мира, Которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит ("Истории"), Светоний Транквилл ("Жизнь Веспасиана") и Иосиф Флавий ("Иудейская война"). А Вергилий в своей поэме «Буколики» за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: «грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история - космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет».
2. Явления, которые должны были возвестить о рождении Спасителя
Рождество, согласно древним преданиям, должно было сопровождаться рядом астрономических явлений. Во-первых, сменой астрологических эпох, переходом из эпохи Овна в эпоху Рыб. А по утверждению Птолемея (и не только), Овен был символом Иудеи (но вероятнее - иудаизма). Во-вторых, появлением звезды, знаменующей это событие. В древнем документе, названном "Откровение", который хранится в Ватикане, говорится, что Сиф передал потомкам пророчество, согласно которому звезда сообщит о рождении Бога в человеческом облике.
3. Что сказано в Евангелие
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка….
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». И получивши во сие откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се Ангел Господень является по сие Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. …Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мтф. Гл. 2, ст. 1-5, 7-13).
4. Когда родился Иисус Христос?
Год рождения Иисуса Христа, принятый Христианской церковью, был установлен неверно. Об этом говорит в частности то, что Ирод, царствовавший при рождении Иисуса Христа, умер по историческим данным в 4 году до н.э. Год рождения Иисуса Христа устанавливался Дионисием по отношению ко времени начала царствования римского императора Августа. Но он не учёл, что Август первые четыре года царствовал под именем Октавиана. С учётом этого и того, что год рождения Иисуса стали считать первым, а нужно было - нулевым, дату рождения Иисуса Христа следует сместить на пять лет назад. Число же и месяц, которое по расчётам Дионисия приходится на 25 декабря 5 г. до н.э., по-видимому, он установил верно. Доминиканский учёный XIII в. Альберт Магнус, на основании недошедшего до нашего времени источника, сообщает: «Нам известно, что при восходе созвездия Небесной Девы родился господь наш Иисус Христос и что все божественные таинства его воплощения, начиная с рождения и кончая вознесением на небо, были начертаны звездными письменами на небесах и предсказаны ими». Расчёт показывает, что созвездие Девы стало видно вечером 25 декабря, и достигло зенита к полночи, когда родился Христос.
5. Обсуждение предположений о Вифлеемской звезде
1) Христианские писатели первых веков (Игнатий-Богоносец, Ориген и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. А святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век) считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды.
Если принять эту версию, то далее обсуждать нечего. Мы же продолжим поиск соответствующего природного явления.
2) Очень многие полагают, что Вифлеемская звезда была кометой и на некоторых иконах её изображают с хвостом.
Однако кометную версию нельзя принять по той причине, «что - как говорит проф. астрономии Хьюз - явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами. Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».
3) Некоторые современные астрономы полагают, что за Вифлеемскую звезду могли принять взрыв сверхновой звезды.
Но сверхновая звезда, двигаясь по небосводу, не могла как комета или планета остановиться по приходе волхвов в Вифлеем, что указано в Евангелие. Нет и научных данных о взрыве сверхновой в 5-ом году до н.э.
4) Знаменитый астроном Иоганн Кеплер полагал, что виденная волхвами звезда представляла собой редкое соединение в одной точке небосвода трёх ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса.
Но предполагаемое Кеплером соединение планет носит кратковременный характер и не могло бы длиться от появления на востоке до прихода волхвов в Иерусалим.
5) К выводу о том, что Вифлеемскую звезду следует связывать с Юпитером, пришёл также американский астроном Марк Молнер. Этому послужила монета, которая была отчеканена в I в. н.э. в колыбели христианства Антиохии, вероятно, в связи с годовщиной Рождества. На одной стороне монеты изображен овен, оглядывающийся на звезду и скачущий от неё, а на другой Зевс -- глава пантеона богов, известный у разных народов под разными именами, у римлян Юпитера. По расчетам Молнера Юпитер взошёл на востоке перед восходом Солнца, весной 5 г. до н.э. после выхода из созвездия Овна.
Однако Юпитер был хорошо известен древним, и его появление на востоке перед восходом Солнца явление заурядное, повторяющееся часто, а Вифлеемская звезда описывается как явление необычное.
Таким образом, ни одна из рассмотренных версий не соответствует событиям, описанным в Евангелие. Возникает вопрос, было ли отмечено ли какое-нибудь необычное небесное явление в это время астрономами?
6. Историческое свидетельство
Астрономические записи в китайских и корейских древних летописях-хрониках содержат сведения о том, что весной перед восходом Солнца на востоке низко над горизонтом взошла ярко сияющая звезда, которую они назвали звездой Метёлкой. Яркое сияние этой звезды продолжалось в течение семидесяти дней. Расчёты английских астрономов Д.Кларка, Дж.Паркинсона и Ф.Стефенсона, проведенные в 1977 году, показали, что по современному счету это событие произошло в 5 г. до н.э. Оно могло наблюдаться в Персии (откуда, по-видимому, пришли волхвы-маги) и на всём пространстве от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом Солнца, как это указано в Евангелие Матфея.
7. Что же это было?
Астрономы Боде и Тициус, изучавшие закономерность расположения орбит планет в Солнечной системе, независимо друг от друга пришли к выводу, что между Марсом и Юпитером должна располагаться ещё одна планета. Шумеры знали такую планету, называли её Нибиру и размещали между Марсом и Юпитером. Логично отождествить Нибиру с планетой Х Боде-Тициуса. Шумеры изображали Нибиру примерно в три раза большей, чем Земля и утверждали, что каждые 3600 лет Нибиру приближалась к Земле. Исследователь шумерских преданий Захария Ситчин считал, что 3600 лет является периодом обращения Нибиру вокруг Солнца и объяснял, что мы не видим её сегодня, из-за чрезвычайно вытянутой орбиты, с перигеем между Марсом и Юпитером и апогеем за пределами Солнечной системы. Однако такая вытянутость орбиты для большой планеты представляется противоестественной, а сведения о её сближениях с Землёй - непонятными. Дело, вероятно, в другом. Можно предположить, что вначале орбита Нибиру была круговой, но под действием притяжения Юпитера постепенно деформировалась в эллиптическую. И во времена шумеров в апогее Нибиру подходила к орбите Юпитера, а в перигее к орбите Земли. Но при этом Земля могла находиться на другом участке своей орбиты. Поэтому их встречи происходили редко, один раз в 3600 лет. А продолжающееся вытяжение орбиты Нибиру должно было приблизить её к орбите Юпитера и в конечном итоге привести к падению на него. Это вызвало яркую вспышку и выброс большого количества горячего вещества. В ярко сияющей «звезде», появившейся на востоке перед восходом Солнца, китайцы не узнали Юпитер, и из-за светящегося снопа выброшенного вещества назвали его звездой «Метёлкой». По их свидетельству, яркое свечение «звезды» длилось 70 дней.
8. Символизм события
Для древних это астрономическое событие было глубоко символичным. Нибиру была планетой шумерских богов, а в более поздние времена у различных народов - планетой злых богов (Сета у египтян, Тиамат у вавилонян, Ахримана у иранцев, Тифона у греков, Люцифера у евреев). Юпитер же у большинства народов ассоциировался с главным богом древних пантеонов. Гибель Нибиру и удар по Юпитеру могли означать гибель или свержение прежних богов. Кстати, согласно греческим преданиям, на рубеже эпох умолк Дельфийский оракул, а мореплаватели, шедшие в Италию, по словам Плутарха, услышали глас с неба: “Великий Пан умер!”
Появление этой «звезды» было воспринято волхвами как знамение рождения Спасителя. Однако, как известно, оно произошло не в момент появления «звезды», а позже, по приходе волхвов в Вифлеем. Вспышка же Юпитера могла быть знамением зачатия Спасителя Девой Марией, которое должно было произойти за 9 месяцев до установленной даты рождения Христа, то есть около 25 марта 5 г. до н.э. Но где при этом находился Юпитер? Антиохийская монета, найденная Марком Молнером, показывает яркий Юпитер отходящим от знака Овна, то есть - в начале знака Тельца. Несмотря на то, что Юпитер вспыхнул около 25 марта, увидеть его невооружённым глазом можно было только после 25 апреля, так как до этой даты Юпитер поднимался над горизонтом после восхода Солнца и на дневном небе не был виден. Появившись на востоке, Юпитер постепенно смещался на запад. Вероятно, волхвы отправились в путь после смещения Юпитера к западу от места их обитания. Придя в Иудею, волхвы спросили у царя Ирода: где родившийся Царь Иудейский? Призванные Иродом иудейские мудрецы указали на Вифлеем. Волхвы пришли в Вифлеем 25 декабря. Юпитер к этому времени благодаря ретроградному движению замедлился и остановился. Найдя Новорожденного, волхвы поняли, что появление «звезды» на востоке было Благовещеньем не свершившегося, а предстоящего рождении Мессии. Узнав, что Ирод хочет уничтожить Младенца, волхвы не сообщили ему ни даты рождения, ни места Его нахождения и отошли другим путём. А Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях от двух лет и меньше (то есть, родившихся до и после еврейского Нового года, начинающегося в сентябре), поскольку не знал дня рождения Иисуса Христа.
Таким образом, эта гипотеза позволяет объяснить все описанные в Евангелие события, связанные с рождением Иисуса Христа.
9. Знамения, сопровождавшие смерть Иисуса Христа
“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого... и земля потрясалась; и камни расселись... Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Мтф. 27:45–54). Некоторые предполагают, что темнота наступила в результате затмения Солнца. Но это было во время еврейской пасхи, которая празднуется в полнолуние, когда затмение Солнца невозможно. Чем же могли быть вызваны описанные события? Возможно, в это время между Землёй и Солнцем проходило облако вещества, выброшенного при падении Нибиру на Юпитер. При достаточном объёме и плотности это облако могло на время закрыть Солнце и оказать на Землю гравитационное воздействие, приведшее к землетрясению. В последующем выброшенные осколки могли распределиться по орбите метеоритного пояса. «В последние два десятилетия все выпавшие на Землю метеориты (а их известно более 9000) были подвергнуты всестороннему изучению, которое свидетельствует, что вещество метеоритов ранее входило в состав крупной планеты, имевшей в своем строении ядро, мантию и кору»
10. Смена религий
Смена религий, произошедшая на рубеже астрологических эпох Овна и Рыб, была не первой. На рубеже эпох Тельца и Овна новая религия была дана прародителю евреев и арабов, Аврааму. Год рождения Авраама, вычисленный на основе данных Септуагинты, приходится на 2165 г. до н.э. (). От рождения Авраама до рождения Иисуса Христа прошло ровно 2160 лет, которые составляют длительность астрологической эпохи. Предки Авраама поклонялись богам, требовавшим человеческих жертвоприношений, то ли для проверки преданности поклоняющихся им, то ли потому, что эти боги питались эманациями страданий (гаввахом, по терминологии Даниила Андреева). О существовании других богов, говорится в Евангелие: «Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал. 4:8). Религия, которую дал Аврааму Бог, принявший его под свою руку, исключала человеческие жертвоприношения. Однако переход к новой религии всегда труден. Для человека воспитанного в определённых традициях он представляется предательством дорогого и святого. Оправданием могло быть только нравственное превосходство новой религии над старой, что было показано Аврааму очень убедительно. Бог потребовал от Авраама в соответствие с религией предков принести в жертву долгожданного первенца, которого его супруга родила на девяностом году жизни. И Авраам, наверное, с болью в сердце готовился сделать это. Но в последний момент посланец божий удержал его руку с ножом, занесённую для принесения сына в жертву. После чего этот жестокий обычай для Авраама и его потомков был заменён принесением в жертву животных. А позже народу, произошедшему от Авраама, была дана религия Закона, содержавшая 613 предписаний, за исполнением которых надлежало следить всем членам общества и наказывать, не исполняющих их. Меры наказаний, в зависимости тяжести нарушений, предусматривались от лёгких (омовений и воздержаний) до самых суровых (побития камнями до смерти). Сам же Бог чрезвычайно редко разбирался с отдельными личностями. Он поощрял или наказывал весь народ в целом. В результате такого воспитания к приходу Иисуса Христа ранее непослушный «жестоковыйный» народ делает всё по Закону. Если кто-то чего-то не понимает, то идёт к рэбэ и спрашивает: как поступить? Очевидно, задачей эпохи Овна, в соответствии с её символом, было воспитание народа дружного и послушного пастырю как стадо овец. Однако в конечном итоге не таким, а свободным и самостоятельно идущим в правильном направлении, хотел видеть Бог каждого человека, и говорил об этом через пророка: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их,… вложу законы Мои в мысли их и напишу на сердцах их, …И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все, от мала до велика, будут знать Меня» (Евр. 8:8-12). Христианство, пришедшее на смену иудаизму и другим религиям, на рубеже двух астрологических эпох, использует символы обеих: Овна как символа кротости, а Рыб как символа свободы. Символ в виде двух рыбок, плывущих в противоположных направлениях, означает предоставление каждому человеку свободы выбора правого или левого пути. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя» (Гал. 5:13-14). Христианство, пришедшее на смену иудаизму и другим религиям, на рубеже двух астрологических эпох, использует символы обеих: Овна как символа кротости, а Рыб как символа свободы. Символ в виде двух рыбок, плывущих в противоположных направлениях, означает предоставление каждому человеку свободы выбора правого или левого пути. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя» (Гал. 5:13-14).
Христианство подняло достоинство человека на небывалую дотоле высоту. Но в эпохе Рыб, завершающей Зодиакальный круг, в некоторой степени проявляется всё, что было в предшествовавшей истории. Возникают различные вредоносные культы и идеологии. Стала популярной постмодернизма, отрицающая существование истины, понятий добра и зла. Утверждающая, что личность плюральна, а все так называемые «высшие ценности» - фикции, созданные разумом с целью отвлечь человека от самой жизни. В угоду им правительства некоторых стран узаконивают пороки и запрещают их осуждение. Таким образом учение Христа сдают без боя любому недругу с помощью наивысшего безнравственного достижения - политкорректности. Духовный плюрализм не менее вреден для общества, чем тоталитаризм. При нём общество растлевается. Становится разобщенным, слабым, неспособным к действию и противодействию. Духовный плюрализм - это нравственный иммунодефицит, духовный СПИД, с которым следует бороться «с оружием правды в правой и левой руке». В этом смысле Христос принёс на землю “не мир, но меч”.

Добавлено спустя 11 дней 19 часов 44 минуты 22 секунды:
В пункте 4 сказано ошибочно:

Виктор Янович писал(а): Расчёт показывает, что созвездие Девы стало видно вечером 25 декабря, и достигло зенита к полночи, когда родился Христос.


Знамением наступающего Рождества принято считать первую вечернюю звезду. В тот вечер на востоке восходило созвездие Рака, которое состоит из двух меньших созвездий “Осла” и “Ясел”. Древние астрологи считали, что из “Ясел” на Землю прилетают души и вселяются в новорожденных. Кроме того “Ясли” соседствуют с Млечным Путём, который называли “Небесным Древом Жизни”.
Но каким же образом рождение Иисуса Христа было отмечено на звёздном небе? По-видимому, восхождением созвездия Ясли в зенит во время ночной стражи пастухов, когда им было объявлено о рождении Сына Божьего /Лук. 2:8-12/. В то же время над горизонтом восходило созвездие Девы, что соответствует сообщению доминиканского ученого XIII в. Альберта Магнуса.