Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений. Муниципальные библиотеки Развитие партнерских отношений библиотека общественные организации

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества.

Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет создавать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Социальное партнерство с участием муниципальной библиотеки сегодня правомерно рассматривать в качестве социокультурного феномена, который объективно выступает одним из важных условий развития территориального библиотечного обслуживания.

Но при этом следует отметить, что для получения весомого экономического и социального эффекта от мероприятий социального партнерства следует четко определить их организационные и правовые аспекты. Теоретиками и практиками до настоящего времени в полной мере не выделены субъекты социального партнерства применительно к библиотечному делу. В качестве субъектов партнерства рассматриваются преимущественно учреждения культуры, образования, рекреационной сферы. Суть социального партнерства как общественно-политического демократического института, приходящего на смену социальной практике безраздельного господства государственной собственности, заключается в создании таких условий взаимодействия, при которых будет реализовано сочетание интересов всех социальных групп и сообществ на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не конкуренции.

Социальное партнерство имеет неоспоримые перспективы для развития всех форм библиотечной деятельности и заслуживает более пристального изучения с целью применения в практической деятельности муниципальных библиотек.

Основополагающими организационными аспектами создания и развития социального партнерства являются: определение своего места в социокультурном пространстве обслуживаемой территории; реализация стратегии развития; установление устойчивых взаимоотношений с различными структурами территориального образования на основе правового регулирования.

Представить полную картину возникновения, функционирования и развития социального партнерства как одного из факторов совершенствования территориального библиотечного обслуживания невозможно без классификации его видов. Адаптируя подход видного исследователя проблемы американского социолога А. Даймонда, предлагаем следующую классификацию видов социального партнерства, развивающуюся в практике библиотечной работы в условиях муниципального образования.

Гражданское партнерство. Реализуется на базе «первого сектора» гражданского общества, включающего в себя: правительственные структуры, законодательные структуры и т.д. Первостепенное значение для муниципальных библиотек приобретает партнерство с муниципальными органами власти, возможность установления которого обуславливает тот факт, что (при всем различии этих социальных институтов) в данный период формирования в стране гражданского общества происходит трансформация их деятельности.

Социальная модернизация библиотек выдвигает задачи изменения содержательного наполнения информационно-библиотечной работы, развития новых социальных функций, адаптации к новой социально-политической и экономической среде на уровне муниципального образования. Вышеперечисленными обстоятельствами предопределены изменения во взаимоотношениях и стереотипах поведения, создание принципиально новых моделей взаимодействия. Процесс становления социального института местного самоуправления библиотечного обслуживания на основе социального партнерства. Законодательно модель взаимоотношений между библиотекой и властью закреплена в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), федеральном законе «О библиотечном деле» (1994), региональных законодательных актах. Органы власти являются учредителями муниципальных библиотек, а библиотеки - учреждениями, образованными с целью реализации делегированных обществом в адрес власти задач. Учредитель определяет библиотеке перечень функций и направлений ее деятельности, которые соотносит с потребностями населения. В свою очередь, библиотека должна выполнять функции, закрепленные учредителем, внося свои предложения по их дополнению и развитию.

Наиболее важной для библиотек новацией, связанной с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное безраздельное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения. Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ, устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы взаимоотношений с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно-правовом поле, формирующемся в соответствии с вышеназванным федеральным законом.

Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной территориальной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой его важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти. При значительном сокращении государственного финансирования одна из приоритетных задач библиотечной политики заключается в том, чтобы доказать чиновникам местной администрации необходимость активного содействия развитию библиотеки, дополнительного (программно-целевого) финансирования ее деятельности для решения проблем свободного доступа к информации, духовного развития личности. В настоящее время, когда местное сообщество все активнее заявляет о своих интересах, востребованность библиотеки населением, соответствие уровня решаемых задач уровню потребностей пользователей непосредственно влияют на отношение к библиотеке со стороны местной власти. Результативность деятельности библиотеки как главного ресурса информации для муниципального образования, без которого невозможно нормальное функционирование общественно-полезных сфер, во многом определяют объемы бюджетного финансирования. В практике работы муниципальных библиотек в полной мере должен быть использован такой механизм социального партнерства с местной властью, как целевая финансовая поддержка проектной деятельности. В ряде регионов одним из ее видов являются муниципальные гранты в области культуры, предоставляемые на конкурсной основе, а также инвестирование целевых программ библиотек по предоставлению дополнительных социальных услуг населению.

Партнерство с информационными организациями. Данный вариант партнерства включает организации, способствующие становлению гражданского общества посредством распространения различных видов информации. Партнерство с информационными организациями позволяет библиотекам осуществлять развитие политики библиотечного маркетинга, формировать положительный имидж библиотеки и ее сотрудников у населения, властных и общественных структур, позиционировать способность библиотеки соответствовать потребностям местного сообщества. В числе потенциальных участников такого социального партнерства, прежде всего, следует выделить средства массовой информации. Информационная поддержка библиотечных акций со стороны СМИ содействует продвижению книги и мотивации чтения, привлечению в библиотеку новых. Этот вид библиотечного партнерства в последние годы наиболее активно используется муниципальными библиотеками.

Перспективным является партнерство с книгоиздательскими и книготорговыми фирмами. Имеется немало примеров развивающегося сотрудничества библиотек с книготорговыми организациями. Активное участие библиотеки в формировании муниципального книжного рынка позволяет привносить элементы организованности в его стихийное состояние. Основанием для подобного рода партнерских связей является то обстоятельство, что библиотечные специалисты являются профессионалами в области книжного дела, постоянно связаны не только с продукцией, но и ее потребителями из различных социальных слоев, свободно ориентируются в ассортименте изданий и конъюнктуре книжного рынка.

Одним из направлений данного вида современного партнерства является инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Реализация комплексного подхода к проблемам, связанным с формированием и развитием внешнего территориального информационного пространства, информационной системы муниципального образования, предполагает не только решение вопросов комплектования фондов традиционными документами, но и развитие технологий, расширяющих возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.

Удовлетворение потребностей пользователя современной библиотеки предполагает создание комфортной библиотечной среды. В связи с этим должны использоваться последние достижения эргономики, дизайнерского искусства, возможности высокоэффективного внутреннего информационного юля. Все вышеперечисленные требования не всегда могут быть обеспечены усилиями только персонала библиотеки, поэтому широкое распространение получило партнерство библиотек со студиями наружной рекламы, дизайн-агентствами, которые также могут быть отнесены к организациям - распространителям информации.

Партнерство с организациями культуры. Партнерское взаимодействие в области культуры традиционно распространено в практике библиотечной работы. Но и здесь в последние годы наблюдаются новые тенденции. Библиотеки выступают в качестве гаранта сохранения традиционной книжной культуры, развития общих культурных тенденций, обеспечивают доступность культурных ценностей всем социальным слоям населения. Наиболее активно повсеместно в последнее десятилетие развивается партнерство библиотек с музеями, что во многом обусловлено совпадением мемориальной функции, которую выполняют как музеи, так и библиотеки.

Партнерство с образовательными учреждениями. Партнерство в сфере образования достаточно широко представлено в практике работы муниципальных библиотек и основывается на многолетней практике сотрудничества библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы. Данный вид партнерства альтруистичен, развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества, связанные с самым широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания.

Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, изучении, накоплении и распространении информации о региональных образовательных ресурсах. Учреждения всех типов образования традиционно координируют деятельность с информационно-библиотечными учреждениями и в вопросах воспитания.

Партнерство с общественными организациями и ассоциациями. Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Возможности совместной деятельности библиотек и местных некоммерческих организаций предопределены в их изначально социально-ориентированной деятельности. К числу общественных объединений относят политические партии, массовые движения, женские молодежные и детские организации, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

Привлечение к сотрудничеству общественных (неправительственных) организаций представляется особенно важным для позиционирования библиотеки как центра местного сообщества, предполагает активное функционирование библиотеки в роли компонента информационно-коммуникационной сети, объединяющей деятельность третьего сектора гражданского общества и библиотечных учреждений на муниципальном уровне.

Социальное партнерство, развивающееся между библиотекой и общественными организациями, может быть подразделено на следующие подвиды: партнерство с творческими неформальными организациями; с экологическими организациями и движениями; правозащитными организациями; с женскими, детскими и молодежными организациями и др.

Экономическое партнерство. Приобретение библиотеками юридической и экономической самостоятельности положило начало развитию партнерских связей, основанных на экономическом сотрудничестве, взаимовыгодном как библиотекам, так и организациям, вступающим с ними в экономические взаимоотношения. Полученный в ходе исследования эмпирический материал позволяет сделать вывод, что экономическое сотрудничество достаточно часто воспринимается библиотечным сообществом не вполне адекватно. Экономический подход к проблеме воспроизводства и увеличения библиотечных ресурсов должен учитывать изначальную социальную сущность библиотеки и предусматривать приоритетное решение социальных проблем обслуживаемого населения. Получение материальной выгоды для библиотеки в процессе экономического сотрудничества представляет собой не самоцель, а промежуточный результат, одно из условий дальнейшего решения социальной проблемы.

Центральным вектором социального партнерства должно стать социально-экономическое сотрудничество. Объем финансирования напрямую взаимосвязан с социально значимыми и экономически обоснованными проектами, консолидирующими усилия в достижении цели различных сил местного сообщества. Причем источниками финансирования могут выступать не только местный бюджет, но и средства различных фондов, а также коммерческих структур. Именно социальная значимость библиотечных программ, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса, создает базу для внебюджетного дополнительного финансирования.

В роли партнеров библиотек часто выступают экономические ассоциации и сети коммерческих и промышленных организаций, а также субъекты, занимающиеся самостоятельной экономической и хозяйственной деятельностью. В их числе промышленно-производственные структуры.

В библиотеках создаются отделы производственной литературы и другие структуры, обеспечивающие информационное обслуживание промышленных предприятий. Направлениями сотрудничества, получившими широкое распространение в практике библиотек, стали: выполнение библиотеками социально-творческих заказов на участие в социологических исследованиях, пакетирование информации по темам заказчика, предоставление нормативных документов, в том числе стандартов, норм и правил, проведение дней информации и дней специалистов по менеджменту качества и др.

Современный период развития библиотек как самостоятельно хозяйствующих субъектов, расширение прав и экономических возможностей трудовых коллективов предоставляют возможность расширения выбора субъектов партнерства. К партнерству в сфере экономики можно отнести и партнерство с мелкими и средними бизнес-структурами, которое развивается чаще всего по двум направлениям: информационное, библиотечное обслуживание малого и среднего бизнеса, софинансирование библиотечных проектов бизнес-структурами.

Таким образом, поиск социальных партнеров - важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.

Главная > Документ

Очередное занятие в школе заочного обучения Чернышковской МБС было посвящено теме «Инновационные формы массовой работы». При составлении консультации на эту тему было использовано одноименное методическое пособие Волгоградской ОУНБ им. М. Горького и материалы из журнала «Библиотека». В 2008 г. акцент в деятельности методических служб был сделан на работу библиотек в рамках Года семьи и празднования 65-летия Сталинградской битвы. В Даниловской МБС провели семинар «Семья. Книга. Библиотека» совместно с центром «Семья», на котором рассматривались вопросы:

    совместная работа библиотек и учреждений (Домов культуры, центра «Семья», общеобразовательных школ и др.); семья – основа формирования личности ребенка; семейное чтение: душа и книга и др.
Было проведено анкетирование «Книга и чтение в жизни вашей семьи» среди пользователей юношеского возраста. Методические советы «Библиотека и семья: грани сотрудничества» были проведены на базе 5 СБ в Еланской МБС. Семинар-тренинг «Библиотека + семья и книга» прошёл в Новоаннинской МБС. В программе были консультация о роли библиотек в укреплении института семьи, и возрождению лучших традициях семейного чтения; рекомендации об информационной поддержке семьи; о совместной работе библиотеки и социально реабилитационного центра для несовершеннолетних Новоаннинского района; состоялся обмен мнениями за круглым столом по организации семейного досуга. Мастерская-студия «Берегиня» провела мастер-класс по изготовлению кукол. Возобновил работу Методический совет Киквидзенской МБС. Были заслушаны Мачешанская, 3авязенская, Чернореченская СБФ по вопросам: «Деятельность библиотек в помощь семейному чтению», «Работа библиотек навстречу празднованию 80-летия Киквидзенского района». Котовской МБС проведены 2 районные Школы передового опыта, тема одной из них – «Традиции и инновации в семейном чтении» (на базе Библиотеки семейного чтения). В Николаевском районе в 2008 г. прошли два семинара–практикума: «Библиотека и семья» и «Библиотеки в структуре сельских учреждений культуры». Мастер-класс «Бенефис читающих семей района «Наша семья с книгой дружна» проведён в Ольховской МБС. В Чернышковской ЦБ оформлена и постоянно действует информационная зона «Читаем всей семьей» с методическими рекомендациями, сценарными материалами, аудиовизуальными средствами и картотекой «Библиотекарю на заметку». Библиотеки используют любую возможность для творческого общения и оказания консультационно-практической помощи . День творческого общения, который проводится каждое 5-е число месяца в Клетской МБС, когда предоставляется возможность поучаствовать в коллегиальном диалоге, дает положительные результаты; повышает профессиональные знания, определяет текущие и перспективные направления деятельности поселенческих библиотек. Удачной формой работы для библиотек стал День творческой инициативы: «Я предлагаю свой опыт». В библиотеках Клетского района существует «День связи», когда библиотекари подают сведения по телефону о проведенных мероприятиях и о планах на следующую неделю. Эти сведения затем поступают в Клетскую районную газету. Методический «День профессионального общения» проходит ежемесячно в Новоаннинской МЦБ. Сельские библиотекари имеют возможность получить консультации по интересующим темам, стажируются в различных отделах ЦБ и ЦДБ. Наиболее актуальными темами в 2008 г. были: «Составление библиографических пособий малых форм», «Редакция 65/68 отделов», «Проведение проверки библиотечного фонда», «Составление плана работы библиотеки», «Индивидуальное и коллективное информирование в библиотеке». Новая форма повышения квалификации – Единый методический день – активно используется в Котовской МБС (2008 г. их было 4). «День профессиональной грамотности» проходит еженедельно в Нехаевской ЦБ. Здесь работники библиотек могут получить консультации по самым различным темам, подборки сценариев, инновационные методики, познакомиться с периодическими изданиями в помощь повышению квалификации и т. д. Интересен опыт НТБ г. Волжского, в которой создана специфическая картотека «Должностные инструкции», насчитывающая уже более 700 инструкций по различным профессиям. МБ Городищенского района ведет картотеку «Федеральные целевые программы». Семинары, совещания и практикумы – наиболее распространенные формы повышения квалификации, их используют все без исключения МБС. Источниками изучения сведений о работе библиотек являются отчеты, планы, материалы районных семинаров, публикации в газетах.

Районный семинар-практикум «Информационная деятельность детской библиотеки: новый взгляд, подходы и решения» проходил на базе Быковской ДБ. Вниманию библиотекарей были представлены консультации: «Библиотека как часть системы информационно-культурного пространства» и «Рекомендательная библиография и новые информационные технологии», затем состоялось подведение итогов домашнего задания «Опыт работы по информационному обслуживанию читателей». Одним библиотекам было дано задание «Книжная выставка в информационном пространстве», другим – «Библиографическое пособие как лучшее средство накопления и распространения библиографической информации», третьим – «Детские журналы как носители информации» (библиотечный урок). Завершился семинар-практикум обменом опыта работы библиотек района в этом направлении.

В апреле 2008 г. в Дубовской МБС прошел семинар библиотечных работников «Позиционирование библиотек как способ утверждения в социуме».На семинаре обсуждались актуальные проблемы работы библиотек в современных условиях – шел заинтересованный разговор о необходимости создать у общества благоприятное мнение о библиотеке, представить её полезной, нужной, соответствующей его требованиям и запросам. Цель семинара Октябрьской МБС «Книжная выставка: в поисках нового образа» – активизация выставочной деятельности библиотек как средства по созданию позитивного имиджа библиотек и роста авторитета МБС среди населения района. К семинару подготовлен пакет информационных материалов: буклет «2008 – Год семьи», «Книжная выставка «Семья – один из шедевров природы», информационный список «Несекретные секреты экспонирования» и др.

В Котовской МБС в 2008 г. завершился районный библиокараван инновационных форм. В рамках библиокаравана прошло 13 мастер-классов.

В МБС Ленинского района стало традицией один из семинаров проводить на базе СБ. В 2008 г. в ЦБ был проведен видеосеминар «Библиотека – центр информации и культуры на селе» о работе Колобовской СБ. Заведующая библиотекой сняла видеорепортаж о своей работе, и все это было показано на семинарских занятиях работникам МБС. Было проведено видеознакомство с библиотекой, показано внешнее и внутренне её оформление: книжные выставки, музейный уголок, тематические папки. Присутствующим были показаны видеовыступления Главы Колобовского сельского поселения, директора школы, школьного музея, ДК, приюта. Все они рассказали о совместной работе библиотеки и учреждений, которые они возглавляют, о той помощи, которую оказывает им библиотека. Затем было представлено показательное мероприятие, посвященное Году семьи, в котором приняли участие взрослые и дети и спектакль «Сказка о золотой рыбке», который библиотекарь подготовила совместно с детьми. В ЦБ и ДБ Октябрьского района стартовал «Аукцион библиотечных инициатив». В течение всего года библиотечными специалистами проводилась работа по реализации своих задуманных идей. На аукцион были представлены реализованные творческие идеи в самой разнообразной форме. Аукцион творческих идей способствовал выработке интересных мыслей и решений, неординарных находок и стал мощным импульсом творческого развития. Не смотря на финансовые, административные трудности библиотеки-методические центры осуществляют выезды с оказанием практической помощи библиотекам поселений. В 2008 г. специалистами методических центров муниципальных районов осуществлены выезды в библиотеки поселений:

    Алексеевский: 40; Дубовский: 20; Еланский: 20; Жирновский:75; Камышинский: 45; Котовский: 28; Ленинский: 3; Николаевский: 7; Новоаннинский: 12; Октябрьский: 4; Ольховский: 19; Среднеахтубинский: 79; Урюпинский: 10; Фроловский: 12; Чернышковский: 29.
К сожалению, не во всех отчётах указывается количество выездов в библиотеки сельских поселений. Центральные библиотеки (городские/районные) всё чаще становятся базами для проведения зональных семинаров для библиотек Волгоградской области. Специалистами Волгоградской ОЮБ были организованы и проведены районные научно-практические семинары по проблемам социализации молодежи «Библиотека – среда диалога с юношеством» в Быковском, Киквидзенском, Еланском районах, где были представлены результаты областного пилотного экспресс-опроса «Отношение подростков к семье и браку», выступления по темам: «Психологические особенности подросткового возраста», «Профилактика отклоняющегося поведения в подростковой среде», Программы Волгоградской ОЮБ «Чтение – тоже имидж!», «Моя семья в настоящем и будущем». Для руководителей МБС Волгоградской области прошли зональные научно-практические семинары организованные Волгоградской ОУНБ им. М. Горького: «Семья, библиотека, книга: объединенные чтением» (на базе МИБС г. Волжского) и «Библиотека как центр семейной культуры» (на базе ЦБС г. Михайловки). Методическая помощь по отдельным вопросам оказывалась библиотекам других систем и ведомств , сотрудникам небиблиотечных учреждений (музеев, архивов, общественных организаций и т. д.). Методическая помощь МУК «Библиотека городского поселения г. Суровикино» оказывается работникам ГБ, специалистам ГДК «Юность», учителям, сельским библиотекарям и клубным работникам, и всем кто обращается. Помощь выражается в виде рекомендаций, при составлении целевых программ, планов, сценарных материалов и др. Совместно с отделом обслуживания была разработана целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи 15–18 лет «Всё, что в сердце берегу» на 2008–2010 гг. Для работников библиотеки регулярно проводятся обзоры периодических изданий по профессиональной деятельности, поступающих в фонд методического отдела. Продолжается роспись материалов в картотеку методических материалов, в картотеку «Творчество наших земляков», в течение года действовала книжная выставка «Новое в библиотечном деле». На ней был представлены, как материалы областных семинаров, так и др. источники. Сотрудники ООД Дубовской МЦБ (отдел обслуживания детей и руководителей детского чтения) провели совместный семинар с отделом образованияадминистрации Дубовского района «Сотрудничество общественных институтов и школьных библиотек» для школьных библиотекарей. Библиотекари школ и Сельскохозяйственного колледжа приглашались к участию на семинарах и совещаниях в Новоаннинской МБС. Во многих библиотеках области в методико-библиографических отделах оформлены информационные стенды в помощь сельским библиотекарям, где представлены новые разработки, подборки сценариев, методические материалы, освещающие опыт работы библиотек по различным направлениям деятельности. Не забывают в МБС и об исследовательской деятельности . В 2008 году ЦБ Дубовского района был проведен второй этап социологического исследования «Повышение квалификации библиотечных кадров» .По результатам 1-го этапа исследования (2007 г.) была сформулирована цель исследования на 2-ом этапе: определить основные направления, конкретную тематику и предпочтительные формы мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников Дубовского района. По итогам проведенного исследования в 2009 г. планируются: семинар-практикум «Пересистематизация библиотечных фондов и каталогов в соответствии со Средними таблицами ББК (отделы 65/68 и отделы 4/5)»; семинар-практикум «Актуальные проблемы организации краеведческого справочно-поискового аппарата библиотеки сельского поселения»; юридический практикум «Использование произведений в библиотеках (авторское право)». Будут подготовлены методические рекомендации «Библиотечный проект и его успешная реализация в библиотеке сельского поселения». По инициативе библиотечных работников сельских поселений в 2009 г. запланирован цикл мероприятий «Круг чтения библиотекаря», посвященный литературным премиям, новым именам в современной литературе, книгам, вызвавшим споры. В минувшем году в Калачёвской МЦБ было проведено исследование «Сельская библиотека. Книга. Семья» и анкетирование «Современная библиотека: взгляд читателя». Библиотеки Ленинской МБС провели исследование среди детей «Портрет моей семьи», посвященный Году семьи. Читателям библиотек Октябрьского района предлагалось принять участие в исследовании по оценке качества предлагаемых выставок литературы, высказать свое мнение о работе библиотеки. Анкетирование «Выставки литературы в библиотеке»помогло выяснить, какие изменения целесообразно внести в выставочную работу библиотек, чтобы глубже раскрыть интересующие читателей темы. Отдельное и важное место в информационной деятельности библиотек Волгоградской области занимает издательская деятельность , ассортимент продукции которой разнообразен: указатели литературы, методические пособия, сценарии праздников, рекомендательные и информационные списки и листки, календари, различные виды экспресс-информации (дайджесты, буклеты, закладки, памятки). С 2007 г. информационный листок названием «На библиотечной орбите» выпускается Киквидзенской ЦБ. Стендовую газету «Библиотечный вестник» издаёт Новоаннинская МЦБ. Большинство библиотек области работали и работают в рамках городских и районных программ, часто разработанных самими библиотеками. Большая часть программ имеют краеведческую направленность. Хочется отметить еще один момент. В Волгоградскую ОУНБ им. М. Горького были представлены текстовые отчеты всех МБС. Поскольку уровень представленных отчётов очень высок, хочется отметить, на наш взгляд, лучшие. Это отчеты Дубовской, Калачевской, Киквидзенской, Новоаннинской, Октябрьской, Ольховской, Среднеахтубинской, Фроловской МБС, МИБС и МНТБ г. Волжского, ЦГБС г. Камышина, ЦБС г. Михайловки, Библиотеки г. Суровикино.

Кадровый потенциал

Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы – нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование. Общее число библиотечных работников муниципальных библиотек в 2008 г. составило 2 034 человека (2 040 – в 2007 г.), из них 60,0 % (61,3 % – в 2007 г.) имеют высшее и среднее библиотечное образование. Самый высокий процент специалистов отмечен в Октябрьской МБС (80,6 %).

Показатели

Динамика

Общая численность работников (чел.)

В т. ч. библиотечные работники (чел.)

Имеют специальное библиотечное образование (чел.)

Имеют специальное библиотечное образование (%)

В целом по области остается неблагоприятной ситуация с сокращением ставок библиотечных работников.

Средняя заработная плата

одного работника муниципальных библиотек

в 2008 г. (тыс. руб. в мес.)

Волгоградская

РФ в целом

Место среди субъектов РФ

Динамика

Самая низкая средняя заработная плата у библиотекарей Котельниковского (3,66 тыс. руб.), Новониколаевского (3,75 тыс. руб.), Алексеевского (3,83 тыс. руб.) районов. В условиях формирования информационного общества к библиотекам предъявляются новые требования. Выполнить их без поддержки государства нам не под силу. Выходом из сложившейся ситуации является перепрофилирование специалистов. 32,0 % библиотечных работников в муниципальных библиотеках Волгоградской области имеют непрофильное высшее образование. Но далеко не всегда такие сотрудники соглашаются получать среднее специальное библиотечное образование, ошибочно считая, что практический опыт может заменить базовые профессиональные знания. Подготовкой библиотекарей, как среднего, так и высшего звена занимается Волгоградский государственный институт искусств и культуры. А ведь кроме квалифицированных библиографов, методистов, наши современные учреждения нуждаются и в других специалистах. С началом экономической деятельности у МБС появилась потребность в собственных юристах. Отдельного упоминания заслуживает вопрос привлечения и специалистов информационно-технического профиля, которые могли бы профессионально заниматься техническими аспектами функционирования библиотеки: созданием сайтов, разработкой и администрированием баз данных, доработкой программного обеспечения в соответствии с требованиями пользователей. Другой выход из положения – повышение квалификации. Из-за отсутствия финансирования разрушена сложившаяся система непрерывного обучения библиотечных кадров, с 1997 г. прекращено финансирование курсов повышения квалификации работников культуры . Сегодня потребность в подобных курсах актуальна как никогда. И тут могут быть несколько вариантов – создание курсов на базе Волгоградской ОУНБ им. М. Горького или открытие их в рамках существующей Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования. Наиболее остро стоит проблема привлечения молодых кадров. Молодежь у нас не задерживается: получив образование и профессиональный опыт, уходит на более оплачиваемую и престижную службу. Согласно государственной статистической отчетности библиотек в 2008 г в области в процентном соотношении число сотрудников со стажем выше 10 лет составило 77,0 %. Вероятно, данный показатель будет расти и в дальнейшем. Отсутствие возрастной сбалансированности кадров говорит о старении библиотечных коллективов, об отсутствии профессиональной преемственности. Для молодых, желающих служить по специальности, нет перспектив своевременного профессионального роста. Недостаточное число молодых кадров ведет к консерватизму в нашем деле, ведь не секрет, что именно им присуще стремление к инноватике. Высокий процент библиотекарей с большим стажем в профессии говорит о стабильности учреждения и должен бы свидетельствовать о высокой квалификации сотрудников. Но, учитывая малое число коллег с высшим профильным образованием и отсутствие регулярной переподготовки, приходится признать, что профессиональный уровень библиотечных работников в муниципальных библиотеках недостаточно высок. Быстрые темпы информатизации общества и новых технологий привели к старению профессиональных знаний и навыков, ведь профессионализм достигается не только с опытом, но и с помощью получения новых знаний путем прохождения курсов повышения квалификации и самообразования. Проблемы, присущие кадровому составу библиотек области, возникли не сегодня, они существуют на протяжении, по крайней мере, десяти лет, и определяют тенденции дальнейшего развития библиотечного дела. И не в лучшую сторону. При сохранении сложившейся кадровой ситуации перестройка деятельности в соответствии с требованиями времени невозможна. Сегодня библиотеки остро нуждаются во внимании со стороны региональной и муниципальных властей. Признание их общественной значимости, оказание им финансовой поддержки, в том числе выделение целевых средств на подготовку и переподготовку кадров, поднимут престиж и перспективность профессии. По итогам прошедшего года можно отметить, что со стороны администраций поселений проблемам библиотек уделялось достаточное внимание, в некоторых они достойно финансировались из бюджетов поселений. Значительное внимание уделялось укреплению их материальной базы. Увеличение финансового обеспечения библиотек поселений положительно отразилось на:
    комплектовании библиотечных фондов; расширении подписки на периодические издания; приобретении библиотечного оборудования, современной компьютерной техники, что положительно сказалось на расширении информационных возможностей библиотек поселений.
Вместе с тем можно выделить и отрицательные моменты в деятельности библиотек поселений:
    прежде всего, уменьшение количества читателей в сельских библиотеках; спад объема профессиональной деятельности, в том числе, увеличение доли мероприятий досугового характера в ущерб основной деятельности; непрофессиональный подход к организации комплектования; падение уровня ведения каталогов и справочно-библиографической работы; ухудшение положения методических служб центральных библиотек.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в ходе муниципальной реформы основные проблемные вопросы, отмеченные в отчёте по итогам работы муниципальных библиотек за 2007 год, не решены. Наибольшую тревогу вызывает уход библиотек в культурно-досуговые комплексы, остро стоящие кадровые проблемы. Неоднозначность нормативно-правовой базы библиотечной отрасли ставит библиотеки и их будущее в зависимость от межличностных отношений и уровня культуры власти, задача которой - в новых условиях сохранить все ценное в деятельности библиотек для их будущего развития.

«Возьмёмся за руки друзья,

чтоб не пропасть поодиночке»

Б.Окуджава

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений

Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития информационного общества предполагают осознание роли школьной библиотеки как важного компонента высокого уровня образования. На поддержку школьных библиотек, создание информационно-библиотечной среды для спешной деятельности учащихся и педагогов ориентирована деятельность методиста по библиотечным фондам.

Быть методистом по библиотечным фондам в современном информационном пространстве, по моему мнению, это значит, сочетать функции методиста, менеджера, педагога, библиотекаря, информационного работника, специалиста по медиаобразованию .

Только так можно обеспечить основные направления в работе. Сегодня школьные библиотеки нашего района играют роль информационных, методических и культурных центров.

Библиотека - это, прежде всего, мир общения с книгой. Как правило, подростки пользуются услугами нескольких библиотек - детской и школьной. Основной функцией школьной библиотеки остается удовлетворение запросов, прежде всего связанных с учебным процессом. Сегодня важность проблем детского чтения, приобщение к книге возрастает. Сохранение детских библиотек, а также других библиотек, работающих с детьми, является залогом сохранения лучших традиций детского чтения.

Детская библиотека, в отличие от школьной не обеспечивает, а расширяет и обогащает учебный процесс, а одной из главных задач библиотеки должно быть стимулирование «делового», свободного чтения учащихся, актуальность которого возрастает день ото дня.

Библиотека в школе - это совершенно удивительный мир в учебной жизни школьника, мир открытий, творчества без страха ошибиться!

Школьная библиотека - это скорее остров тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Секрет притягательной силы школьной библиотеки состоит в том, что она создаёт атмосферу сердечного доверия, искреннего дружелюбия и разнообразного творчества. Школьная библиотека, как любая детская библиотека, не выживет, оставаясь лишь пунктом выдачи книг. Она призвана стать, прежде всего, эстетическим центром, где получают значимое развитие, читательский вкус, творческое «я» ребёнка.

Оперативное и качественное обеспечение информацией учащихся, педагогов, воспитателей и ряда других категорий читателей - вот самая важная и главная задача любой библиотеки. Хорошо известные слова Б.Окуджавы - «возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», актуальны и сегодня.

Несмотря на то, что каждая детская библиотека имеет своё приоритетное направление работы, все они стремятся оказывать читателям помощь в изучении и школьных программ, и библиотечно-библиографических знаний. При этом детские библиотеки не пытаются подменить собой функции школьной библиотеки, обеспечивая учебной литературой школьников, а ищут свои пути сотрудничества с читателями, учителями, школьными библиотекарями, расширяя и углубляя чтение учащихся в рамках тем школьной программы.

Растёт и крепнет сотрудничество школьных библиотекарей, педагогов с библиотеками Централизованной библиотечной системой Городецкого района.

Сегодня, как и раньше, Городецкая ЦБС стремится к возрождению культурно - исторических, нравственных традиций в районе.

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений, по моему мнению, должна включать следующие элементы:

  • Предпосылки взаимодействия: единство территории, внешней среды, целевой аудитории;
  • Уровни взаимодействия: муниципальные библиотеки - школьные библиотеки, муниципальные библиотеки - организаторы образовательного процесса, школьные библиотекари - организаторы образовательного процесса;
  • Формы взаимодействия: целевые программы, координация, кооперация;
  • Направления взаимодействия: комплектование и использование фонда, информационная работа, организация мероприятий, издание методических и библиографических пособий, организация презентаций, повышение квалификации работников и др.

Современная ситуация развития общества, появление новых информационных и образовательных структур актуализирует


проблему создания единого информационно-образовательного пространства как объективно необходимого условия обучения и социализации личности. Безусловно, среди важнейших направлений нужно выделить информационное содействие учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса и в непрерывном образовании; удовлетворение информационных запросов учителей, связанных с их профессиональными потребностями; удовлетворение потребностей читателей в библиографической информации.

Задача современной библиотеки состоит в том, чтобы в бурном процессе развлекательных мероприятий не потерять традиционную культурно - просветительскую деятельность библиотек, не утратить связь с книгой. Основная цель детской библиотеки - поддержать ребёнка в его духовной реализации. Читатель - ребёнок и личностно-ориентированный подход к его информационным запросам становятся и сегодня главными ориентирами в работе библиотек с детьми.

Безусловно, для школьного библиотекаря необходима профессиональная среда общения и непрерывного образования в целях содействия развитию библиотечного обслуживания. С этой целью в районе создан методический совет школьных библиотекарей района, который активно сотрудничает с центральной детской библиотекой Городецкой централизованной библиотечной системы. Ряд заседаний совета проходят в стенах детской библиотеки, а специалисты ЦДБ оказывают информационную и методическую помощь библиотекарям.

В результате совместной деятельности библиотеки и школы, постоянно складывается система, обеспечивающая полную информационную поддержку учителю. Так в ЦДБ ЦБС Городецкого района создан методический уголок для педагогов, руководителей детского чтения, где представлены методические материалы НГОДБ, альбомы, папки со сценариями, разработками мероприятий, выставки книг

и периодических изданий для учителей, картотека «Из опыта работы». Все эти материалы активно используются при подготовке и проведении обзоров, конференций, педсоветов, семинаров с работниками районного управления образования, воспитателями, учителями, сотрудниками библиотек. Тематика разнообразна: организация нравственного и духовного воспитания подростков в детской библиотеке; воспитание любви и интереса к книге начинается в семье; деловая книга в чтении школьника; библиотека и школа: пути сотрудничества; в помощь преподаванию школьных предметов.

Творческое сотрудничество с учителями лежит в основе работы и детских библиотек. Это, прежде всего книжные выставки, выставки просмотры новых поступлений, которые входят составной частью в разные мероприятия: «В помощь педагогу», «Книга и школа». Многие библиотеки направляют тематические списки новых поступлений в школы: «Мир глазами художника» - для преподавателей Мировой художественной культуры, «В помощь преподавателю литературы» и д. р. «В практику работы некоторых детских библиотек стали входить и комплексные мероприятия по информационному обслуживанию: часы информации для учителей. Учащиеся из года в год обучаются секретам библиотечной науки, идут от простого к сложному, постепенно, по мере усвоения материала. Занятия с первоклассниками строятся в форме игры, ребята отгадывают загадки, получая за правильные ответы пропуск на книжный «паровозик». Путешествуя на нём, они знакомятся с городами, станциями, тем самым открывая для себя чудесный мир - мир книги. Останавливаясь в читальном зале и на абонементе, юные читатели знакомятся с правилами пользования библиотекой. Сегодня формирование информационной культуры школьника является приоритетным направлением и в детской и школьной библиотеках.

Именно библиотека является сегодня центром библиографической информации для школьников. Одной из самых популярных форм работы с детьми по формированию информационной культуры в нашем районе всё-таки остаётся библиографическая игра. Именно она приближена к детской психологии, создаёт условия для развития творческого начала у детей. А в ходе выполнения заданий дети получают необходимые навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Нужно отметить, что качество образования зависит и от уровня библиотечно-информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Сегодня пересматриваются функции учителя и ученика в учебном процессе, формы их взаимодействия. Основным становится не только понимание и усвоение учебного материала учеником, сколько выработка для него нового метода познания и размышления, умение мыслить.

И здесь, я считаю, именно библиотеки предоставляют учащимся широкие возможности для интеллектуального развития, а в общеобразовательном учреждении, именно школьная библиотека - по-настоящему полномочное представительство великой литературы.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание