Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом». Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина Я покинул родной дом анализ

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека .

Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом , так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

«Возвращение на родину» Сергей Есенин

Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березовою вышкой Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий За мною следовало по пятам.

Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень.

Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростертыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок, Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын. Но что, старик, с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда!..» «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб. Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб. «Да!.. Время!.. Ты не коммунист?» «Нет!..» «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится…

Пойдем домой - Ты все увидишь сам». И мы идем, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» - И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, - Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней, Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берёт… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», - сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», - отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам . Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими .

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Сергей Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов . Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Учитель русского языка и литературы : Жукова Т. В.

Тема урока : С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель и задачи урока:

учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные – воспитывать любовь к своей малой родине, природе, любовь к России.

развивающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Слово учителя.

2. Определение темы. Мини-концерт.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

А). Слово о поэте.

Б). Прослушивание стихотворения.

В). Беседа по стихотворению.

Г). Анализ стихотворения.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Определение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам

2. Слово учителя. (Вступление к теме.)

Русская литература богата великими поэтами. У каждого из них есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звёздным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. А кто он, вы догадаетесь, прослушав стихотворения в исполнении ребят. Попробуйте угадать имя поэта и понять, какая особенность объединяет его стихотворения.

3. Определение темы урока. Мини-концерт.

Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта (не вошедшие в учебник «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черёмуха»). Определяют тему урока, записывают её в тетради, называют особенности стихов поэта. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, записаны на доске, их записывают в тетрадь).

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения. (На доске)

4. Словарная работа.

    Так какая особенность объединяет стихотворения С. Есенина? Назовите их.

Музыкальность Задушевность

Напевность Лиричность

5. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний.

    А теперь начнём работать по теме нашего урока.

1). Слово о поэте. (Сообщение уч-ся и презентация. Оценивание.))

2). Слово учителя. (Переход к прослушиванию и анализу стихотворения «Я покинул родимый дом…»).

    А сейчас вы прослушаете стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» в актёрском исполнении и посмотрите иллюстрации к нему. (Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и просмотр иллюстраций.)

3). Работа с текстом стихотворения.

а). Рефлексия. Первичное восприятие текста.

    Верно ли, что после окончания школы поэт отправился в Москву.?

    Верно ли, что это произошло в 1912 году?

    Верно ли, что это стихотворение написано в 1918 году?

    Верно ли, что в этом году Есенину было 23 года?

    Верно ли, что прошло шесть лет после его отъезда из родных мест?

    А теперь выясним, какие события за это время произошли в России.

1914 год – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран – участников Первой мировой войны.

    Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

    Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь имеет поэт в виду? (В 1918 г. поэт не выезжал из России. Русь для него – древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, 1095 год.)

    Почему поэт называет Русь голубой ?

    Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды под берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

5. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока .

б). Организация первичного контроля. Анализ стихотворения.

А сейчас мы займёмся анализом стихотворения. Для этого надо вспомнить выразительные средства, которые вы уже знаете. Назовите их. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, оксюморон, звукопись, цветопись.) Работать будете в группах. Каждая группа выполнит определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием.) После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе и дадите оценку работы группы (один из группы, старший группы). Кто это будет, решит группа. Перед работой вспомните правила работы в группе. (Правила в печатном варианте у каждой группы.)

1). Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа. Задание: найдите в стихотворении все выразительные средства, которые в нём есть, определите их роль.

2 группа. Задание: найдите в стихотворении (в 2-ой и 3-ей строфах) звукопись, определите особенность звуков, часто повторяющихся, их количество. Докажите чтением.

3 группа. Задание: покажите цветопись стихотворения.

4 группа. Задание: определите время года, изображённое в стихотворении, докажите это текстом. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2). Отчёт групп. (Самооценка и взаимооценка.)

3) Знакомство с новым выразительным средством.

Учитель.

    Ребята, обратите внимание на 4-ую строчку 1-ой строфы. Ничего необычного в построении предложения не заметили? Слова в предложении правильно расположены? Что произошло в предложении? (Перестановка слов.)

Учитель.

    Необычный порядок слов называется инверсией . (Запись термина из литературоведческого словаря учебника.) Есть ли ещё в стихотворении инверсия?

    Как вы думаете, что инверсия придаёт фразе? (Особую выразительность речи.)

6. Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок.

    Скажите, пожалуйста, какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для поэта? («Родимый дом», «голубая Русь», «старый клён».)

7. Домашнее задание. (На доске и каждому учащемуся.)

    1). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения « Я покинул родимый дом…» (все).

    а) найти выразительные средства, записать их в тетрадь;

    б) найти звукопись стихотворения.

    в) сделать иллюстрации к одному из стихотворений, используя цветопись.

8. Рефлексия. (На доске и каждому учащемуся.)

Продолжите фразу .

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно выполнять…

3. Теперь я могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…

После получения диплома, Сергей Есенин отказывается от возможности стать учителем в родной сельской школе и решается уехать в Москву, в поисках новой жизни. Только вот, автор совершенно не подозревал о том, что видит родные края в последний раз.

Со временем, все кардинально измениться. Московская жизнь и работа в газете не давали ему возможности посетить родителей, которые остались в селе. После революции ситуация резко поменялась и расклад жизни в селе достаточно сильно изменился. Поэтому, в 1918 году автор создает стихотворную работу «Я покинул родимый дом…». Она насквозь пропитана грустью и печалью, которые разрывали душу Есенина.

В строках стихотворения Есенин пишет о том, как же быстро можно лишиться детской мечты, как легко твоя же страна делает тебя изгоем. В первых строках, автор пишет о том, как он покинул любимые места на родине, как он оставил «голубую» Русь. На самом деле, поэт жил на территории России все это время. Эти строки говорят читателю о том, что автор больше не увидится с прежним родным краем. Все настолько изменилось вокруг, что даже родители Есенина, по его мнению, выглядели совершенно иначе.

Ему все-таки удалось побывать в селе, где он родился и учился. Отец его поседел от старости, а мать была грустна даже при встрече, ведь дурные мысли про судьбу ее сына не выходили из головы. Такой визит окончательно разрушил все детские мечты автора о светлом и прекрасном крае, в котором он жил. Теперь он однозначно понял, что не скоро сюда вернется.

Прошло около пяти лет, как Есенин снова заехал в Константиново. Изменились не только места, а и люди. Знаменитому и талантливому поэту там не было места. События после революции кардинально поменяли жизнь его родного села. Автор даже и догадываться не мог, что революция такими масштабными шагами покатится по его родине, по родной земле.

В стихотворение мы знакомимся с образом старого клена. Сергей Есенин сравнивает себя с этим растением. Ведь он, как и само дерево, стоит на защите старой России. Она была наполнена душевностью, человечностью, она накопила в себе вековые традиции и обычаи, которые разрушились в один миг. Теперь же страну переполняет злоба, вокруг гражданская война. Есенину так больно наблюдать за всеми происходящими событиями. Ведь прежних людей, добрых и совестливых, больше не будет.

Лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул Константиново. А немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина - тема этой статьи.

Произведение поэт создал в возрасте двадцати трех лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

Жанр

Произведение представляет собой яркий образец лирического стихотворения. Создано оно в неповторимом стиле поэта. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина стоит начать с изучения его манеры изложения. Он, как никто другой, умел создать в своем произведении задушевную тихую атмосферу, при этом сохранив достаточно глубокий смысл. В стихотворении, о котором речь идет в этой статье, достигнуть подобного эффекта Есенину удалось с помощью воспоминаний, которым он предается, тем самым выражая свою тоску. Поэт изображает собственные мысли и чувства, рассказывая о родителях и о неизменной тоске по родным краям.

Лирический герой и образ поэта неразделимы. Такая особенность присуща всему творчеству Есенина. И здесь он также рассказывает о себе, своей жизни, переживаниях и терзаниях, вспоминает родных людей.

Совершая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, необходимо отметить, что в произведении использованы яркие красочные образы, своеобразные символы, чрезвычайно выразительные определения. Наличие всех этих художественных средств позволяет с уверенностью отнести стихотворение к одному из поэтических направлений. В нем сложно не заметить оригинальную образность, присущую творчеству имажинистов. Подобная символика мгновенно делает поэтический язык узнаваемым, а стихотворение - запоминающимся и неповторимым.

В первые годы пребывания в Москве Есенин находился под влиянием имажинизма. Но все же талант его уникален. И хотя отделился от этой литературной школы он значительно позже, но даже в этом стихотворении можно обнаружить самобытность есенинского мастерства.

Тема и сюжет

Делая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, важно назвать главную тему произведения. А ею стала не только ностальгия по Константиново. Для Есенина едина Родина во всех ее проявлениях. Луга, берёзы, старый клён - образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете - во всем этом поэт видит свою родину.

Сюжет стихотворения получает развитие из воспоминаний автора. Сюжетной линии как таковой здесь нет. Но определённая последовательность, разумеется, наблюдается.

Начинает со слов «Я покинул родимый дом» С. Есенин, затем упоминает грусть матери. Поэт вспоминает отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведется ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, еще долго будет звенеть.

Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой. Единение человека с природой - особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта.

Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Он покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора...

Художественные средства

Анализ стихотворения С. Есенина "Я покинул родимый дом" - это прежде всего определение размера. Произведение написано анапестом. В нем также используется Всё излагается довольно последовательно, что говорит о линейной композиции. Автором проведены параллели: он сравнивает родную землю с родителями, Родину - с природой, деревья - с людьми.

Стихотворение, несмотря на небольшой размер, содержит в себе обилие художественных средств. Есенин пишет в стиле, присущем исключительно ему. Отличительные черты - яркие образы и оригинальный слог.

Образы

Несомненно, анализ стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом» предполагает рассмотрение основных средств изобразительности. В их использовании поэт был всегда непревзойден. Здесь он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоемом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет».

Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

Поэт и его Родина

Одноногий клён в последней строфе вдруг преображается. Теперь он обладает удивительными чертами, полными чего-то высокого и лирического. И главное, поэт утверждает, что дерево имеет сходство с его собственной головой. Именно клен становится своеобразной связующим звеном, которое не позволит отдалить поэта от его родной земли.

Это стихотворение небольшое, но удивительно яркое. А потому оно способно дать читателю представление об уникальном мастерстве Сергея Есенина. Тема России для него всегда была главной. Она довольно обширная. Начинается с выражения тоски по родному селу и выливается в более значительную форму - в переживания о судьбе всей земли Русской.