Николай колычев мурманский. Николай колычев, стихотворения николай владимирович колычев. Седыми мхами редколесья…

Николай Владимирович Колычев

Колычев Николай Владимирович - поэт, переводчик, прозаик.

Родился в семье инженера пароходства. После окончания 8-летней и музыкальной школ в Кандалакше учился в Ленинградском арктическом училище (1975-77), откуда был отчислен за недисциплинированность. Служил в армии. Затем работал электриком, шофером. В авг. 1990 основал в с.Лувеньга, что недалеко от Кандалакши, одно из первых в стране фермерских хозяйств. Крестьянствовал 6 лет, 2 года из них работал фермером в Норвегии.

С 1998 - в Мурманске, где живет литературным трудом. Член СП России с 1991.

Первые поэтические публикации Колычева состоялись в Кандалакшских газетах в 1982, тогда же его стихи впервые увидели свет в столице - в альм. «Истоки».

В 1987 вышла в свет первая книга поэта «Учусь грустить и улыбаться», после чего последовала серия публикаций в «толстых» литературных журналах «Нева» и «Север», альманахе «Поэзия». Как отмечал в отклике на эти публикации И.Панкеев, герою стихов Колычева не дает покоя постигшая современников «эпидемия равнодушия». Причину этой беды «герой Колычева...видит во все большем неумении людей любить друг друга: "...все беды на земле идут от вас, нелюбящие люди..."». Этот герой, по мнению критика, «опасается людей с нелюбящими сердцами, так как они никогда не скажут о своей нелюбви: "Ведь нелюбовь провозглашать нельзя, / она всегда прикрыта тайной маски..."» (Панкеев И.- С.4).

Колычев творит в русле традиционной поэзии. «Как подлинно русский поэт, он не поставил слово в услужение смеховатой развлекательности или метафорической эквилибристике... Он выбрал некрасовско-рубцовское, главное русло русской поэзии...» - отмечает В.Тимофеев (С.3). Среди его предшественников критики называли Сергея Есенина, Николая Рубцова и Павла Васильева. Наиболее заметна связь с Есениным, с идущей от него поэтической традицией. Поэты родственны и по интонации (залихватски-хулиганской порой, но, по сути, всегда отчаянно-грустной, бедовой), и тематически.

Как Есенин и Рубцов, Колычев - поэт подлинно национальный, очень русский. Тема Родины для него - главная, определяющая. Россия, родная земля так или иначе присутствует во всех стихах третьего его поэтического сборника «Звонаря зрачок» (1993). «Я люблю... Я верую в Россию! Жить нельзя без веры на земле...» - пишет поэт. Он остро, болезненно переживает сегодняшнее российское лихолетье. Стихи Колычева о современной России страшат и ранят: «Вымираем... И женщинам страшно рожать...» («Вымираем...»). Россия Колычева трагична, но при этом, несмотря ни на что, прекрасна. Противоречивость русской жизни, где «то жизнь гармошку растянет», то «смерть гармошку сожмет», Колычев ощущает точно и зримо: «Россия - гармония противоречий...» Но, что бы ни происходило со страной, остаются нерушимыми, незыблемыми святые для каждого русского человека ценности. Именно отсюда исходит уверенность поэта в неизменном восхождении «из дряни - к куполам золоченым», вера в то, что постигшее Родину несчастье временно.

Критики упрекали Колычев за то, что подчас в его поэзии «на смену метафорическому осмыслению приходит откровенная публицистика» (Рябинина Т.- С.65). На это же указывает и Г.Иванов: «В стихах Николая слишком много страсти, которая зачастую идет от публицистического настроя поэта... Не надо крика. Крик вообще может убить поэзию...» (Иванов Г.- С.79). И все же, как отмечают большинство исследователей творчества Колычева, «поэт не капитулирует перед временем, выстоять в схватке с "веком-волкодавом" ему помогает вера в Россию...» (Рябинина Т.- С.65).

В поэтических этюдах Колычев привычные картины деревенской жизни наполняются глубоким смыслом, получают эмоциональную окраску: «Мычит, как будто просит: "Пожалей!" / Обиженно мычит, вот-вот заплачет, / И хочется жалеть и быть добрей / Тому, кто слышал этот плач телячий. / И радости счастливым холодком / Тончайший нерв задет и сладко стонет, / Когда телок шершавым языком / Выпрашивает ласку у ладоней...» («Теленок»).

Созвучно упомянутому стихотворению «Ветер, ветер...»: «Задержись, пора ночная, на земле! / Не всходи на небо, алая заря!.. / Сколько лет скотину холил да жалел, / А наутро буду резать да шкурять...» Как отмечает критик, «с сотворения мира это - резать скотину, когда подойдет срок - было, и ни один поэт не решился тронуть это. И вот - переломился мир на этом, душа поэта переломилась!» (Маслов В.- С.3). Это - крик, от которого становится страшно. Вместе с тем герой стихотворения понимает, что «резать да шкурять» - естественная для крестьянского бытия жестокость.

Колычев последовательно традиционен, чужд экспериментам в области формы. У него «стих сколочен крепко, поставлен, как добрая изба, и отделан даже с некоторым щегольством» (Андреева О.- С.84). Если же говорить о содержании стихов, то здесь он не просто традиционен, но патриархален. Вековой, исконный уклад русской жизни лежит в основе его поэзии, это стержень, цементирующая идея мира, который создает в своих стихах поэт. Это особенность ярко проявляется в наиболее полном собрании стихов Колычева - изданной в Москве книге «И вновь свиваются снега...» (1997). И работа на земле - неотъемлемая часть мира, о котором нам рассказывает автор. «Дом» в его понимании - это патриархальный, крестьянский дом, с огородом, хозяйством. Для хозяина такого дома естественна спаянность с природой, как пишет Колычев: «Я ведь тоже природа - как ветер, как лес, как трава...»

Столь же естественна для патриархального крестьянского мира и вера в Бога. В стихах Колычев вера проявляет себя порой ярко и торжественно, но всегда достойно: «Здравствуй, сладкая Пасха! - веселье разливов весенних. / Здравствуй, радостный свет - половодье растаявшей тьмы. / Мы воскреснем! Сегодня - не верить нельзя в воскресенье, / Потому что едины - и Бог, и природа, и мы...» («Пасха»). Стих, духовной тематики («Звонарь», «Прощеное воскресенье» и др.) в книге «И вновь свиваются снега...» составили отдельную главу.

В книгу Колычев «...Поэты выпадают в небо...» (2000) вошли стихи о поэте и поэзии, в т.ч. поэтические посвящения Пушкину, Есенину, Рубцову, поэту-мурманчанину Владимиру Смирнову. Колычев глубоко и просветленно размышляет о доле поэта в России: «Но на Руси за Божий дар поэт всегда платил судьбою...» («Рубцов»), о сути поэтического ремесла. Как отмечают критики, Колычев осознает богоданность поэтического дара, для него очевидно, что возможность видеть то, что «шире восприятья», ниспослана свыше.

В начале XXI в. поэт обратился к прозе, на протяжении нескольких лет работая над романом о блаженном Феодорите Кольском и святом Трифоне Печенгском - первосвятителях саамов, коренного населения Кольского края.

Публиковался в журнале «Нева», «Роман-газета XXI век», «Молодая гвардия», но наиболее тесные творческие связи у Колычева сложились с петрозаводским журналом «Север». Колычев - стипендиат СП России и Фонда мира (1992), лауреат премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства (1994).

Д.В.Коржов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 234-235.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Цветы и люди. Мурманск, 1987;

Учусь грустить и улыбаться. Мурманск, 1990;

Звонаря зрачок. Мурманск, 1993;

Звонаря зрачок = Kellonsoittajan Silmotera / пер. на финский Марти Хининена. Мурманск, 1995;

И вновь свиваются снега... М., 1997;

Косолапые ботинки: стихи для детей. Мурманск, 2000;

Поэты выпадают в небо... Мурманск, 2000.

Литература:

Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег. Мурманск. 1998. №4. С.46-76;

Иванов Г. Это набегают новые минуты // Роман-газета. XXI век. 1999. №3. С.78-79;

Коржов Д. Есть радости на белом свете! // Север. 1999. №9. С.150-157.

А сейчас печальная новость, которая пришла из Кандалакши. Ушел из жизни Николай Колычев - поэт, прозаик, член Союза писателей России. Его не стало во вторник вечером. По иронии судьбы - Николай Колычев умер в пушкинский день, в день русского языка.

07.06.2017, 20:05

А сейчас печальная новость, которая пришла из Кандалакши. Ушел из жизни Николай Колычев - поэт, прозаик, член Союза писателей России. Его не стало во вторник вечером. По иронии судьбы - Николай Колычев умер в пушкинский день, в день русского языка.

Он родился в Мурманске, но вырос в Кандалакше. Там же - прошла значительная часть его жизни. Служил в армии, работал электриком, шофером, фермером.

Первые поэтические публикации Колычева были в кандалакшских газетах в 1982 году, тогда же его стихи увидели свет и в столице - в альманахе «Истоки». А затем были «толстые» литературные журналы «Нева» и «Север».

В конце 90-х жил в Мурманске, работал кочегаром в одной из котельных. Это был не самый простой период в его жизни.

А затем Колычев вновь уехал в Белому морю. Где и жил последние годы. Писал стихи, которые - как отмечают его коллеги-литераторы - внешне были просты, точно срифмованы, и традиционны для русской поэзии.

Не рождаются стихи безболезненно, у поэзии свои законы, нет образцов, чтобы выстрадать песнею, по образцам получаются клоны.

Он принимал участие в возрождении Дня славянской письменности и культуры, многочисленных литературных праздниках и фестивалях. Поэт, прозаик, переводчик, исполнитель собственных песен. Лауреат многочисленных литературных премий. Николай Колычев был подлинно русским поэтом. Одним из лучших в современной России.

Практически незаметно для столичной литературной жизни и для федеральных СМИ в Пушкинский день России 6 июня 2017 года ушёл из жизни мурманский поэт Николай Колычев. Впрочем, мурманским он был лишь по месту рождения и жизни. А по масштабу дарования он был, конечно, всероссийским поэтом. Его стихи, особенно 90-х годов, вошедшие в сборник «Звонаря зрачок» - яркое явление в русской литературе. В стихотворении, давшем название сборнику, на мой взгляд, поэт вплотную приблизился к черте, за которой начинается гениальность. Чтобы не быть голословным, процитирую его полностью.

Мне снился гулкий колокольный звон
И виделось неведомое что-то.
Я закричал - и непонятный сон
Сменила явь холодных капель пота.
Рванулось со стены страданье рук!
Ах, нет. Ах, нет, нагих деревьев тени.
Ушли виденья, но остался звук,
Тяжелый и неясный, как виденье.
Метался, бился зыбкий свет в окне,
Ударам в такт качал деревья ветер,
Перекликаясь, плакали во мне
Колокола, которых нет на свете.
Кололась ночь, как черная скала,
Я зря к ушам прикладывал ладони.
Колокола! Зашлись колокола
По Николаю Колычеву в стоне.
И впрямь по мне. Иль я схожу с ума?
Уж лучше сон, забвенье, неизвестность!
Я засыпаю. Снова звон и тьма.
Но этой тьме во мне темно и тесно.
И понял я тогда, что обречен
Увидеть мир за гранью восприятья,
Что эта тьма - лишь звонаря зрачок,
А этот сон - велик и необъятен.
Так где я? Что я? Явь ли это? Бред?..
И вдруг разверзлась ночь, являя чудо:
Сквозь тьму зрачка ворвался белый свет,
В котором я еще не скоро буду...
То гулко, то звончее, чем хрусталь
Звучат колокола светло и строго.
Во мгле веков звонит, звонит звонарь.
И смотрит в небеса. И видит Бога.

К сожалению, впоследствии поэт, написавший ещё немало хороших стихотворений, интересно работавший в прозе, всё же таких высот уже не достигал. Я лично ждал его «болдинской осени», какого-то нового поэтического всплеска, но он так и не случился. Николай Владимирович остро чувствовал свою недовостребованность, как и вообще небрежение к поэтическому слову у подавляющего большинства современников. Об этом одно из его поздних стихотворений, колычевский вариант «памятника нерукотворного».

Смерть каждому готовит пьедестал:
Кому – повыше, а кому – пониже...
Но вижу я, что лучше мир не стал,
А значит, не был миром я услышан.

Мне срок уже остался небольшой,
И скоро час пробьёт – за всё ответить.
Те строчки, что я выстрадал душой,
Не дали счастья ни жене, ни детям.

Ни матери, ни Родине моей
Я не помог и не утешил боли...
Народ внимал певцам иных кровей,
А не стихам о горькой русской доле.

Кто знает, может быть вот это ощущение ненужности и не дало поэту раскрыться в полной мере. Он ушёл в 57 лет, и вполне мог бы взять ещё новые поэтические вершины, но организм не выдержал мятущейся души.
И всё же нельзя сказать, что поэт был совсем обделён читательским вниманием. Хотя большая всероссийская известность не пришла к нему при жизни, на родном Кольском Севере все трудные, «безлюбые» десятилетия постсоветской России он оставался для земляков примером верности поэтическому призванию. И они, те, кто понимали настоящую поэзию, платили ему читательским вниманием и теплотой. И это тоже нашло отражение в его стихах. Вообще, теперь уже очевидно, что его душевная и духовная привязанность именно к Кольскому краю, была условием его существования, как поэта.

…Ты, Север, бил меня, но разлюбил ли я
Сугробы – в рост, деревья низкорослые?..
Колючим именем, своей фамилией
Прописан я на Кольском полуострове.

И потому душа моя хватается
За край, очерченный двумя пределами
От моря Белого – до моря Баренца,
От моря Баренца – до моря Белого.

В родной земле не много надо места мне
Но там, где крест – не все еще кончается…
Останусь строчками, останусь песнями
От моря Белого – до моря Баренца.

Я не могу себя назвать другом Николая, но всё же были у нас знаковые пересечения в жизни. Так получилось, что именно я четыре года назад взял у него едва ли не единственное серьёзное, в чём-то даже исповедальное интервью . Я пытался сделать, что мог, чтобы поэт прозвучал на всероссийском уровне. В частности, будучи в жюри Всероссийской литературной премии имени Николая Тряпкина «Неизбывный Вертоград», выдвинул его в лауреаты. По-моему, это была первая серьёзная всероссийская премия, которую получил поэт, приближавшийся к своему пятидесятилетию.
Незадолго перед смертью Николая тень набежала на наши отношения. Но вот характерный штрих. В июне прошлого года мы с товарищами из литературных клубов «Соты» и «Словороссия» приехали на мою родину – Кольский полуостров. Побывали в Хибинских горах, провели литературную встречу в Апатитах. Была у нас запланирована подобная встреча и в Кандалакше, в городе, где прошло детство Николая Колычева. В этом городе он и умер за 9 дней до запланированного нашего выступления (несмотря на то, что в последние годы жил в Мурманске). И так вышло, что встреча в кандалакшской библиотеке во многом стала данью памяти поэту. Конечно, такие совпадения не случайны. Напоследок процитирую своё небольшое стихотворение, посвящённое Николаю. Думаю, что свой дивный храм, несмотря ни на что, выстроить ему всё же удалось.

«Мужик»
Мужик кряжист. Свернёт, пожалуй, сопку,
И побросает в реку валуны.
И если тошно, он запустит стопкой
В ухмылку нагловатую луны.

Он будет пить, и петь, и верить в Бога,
И, может быть, построит дивный храм.
А, может, просто встанет у дороги
И станет деревом, поверившим корням.

Алексей Полубота

(1959-10-24 ) Награды и премии

Автор восемнадцати книг, опубликованных в Москве и Мурманске . Публиковался в журналах и коллективных сборниках «Север», «Нева», «Аврора», «Роман-газета 21 век», «Наш современник», «Под сенью Трифона», «Наука и бизнес на Мурмане», «Мир Севера», альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Площадь Первоучителей», «Турнир» и др.

Биография

Николай Владимирович Колычев родился в 1959 году в городе Мурманске .

Мать - Аполлинария Петровна Колычева, медицинский работник, заведующая детским садом, косметолог. Отец - Владимир Николаевич Колычев, инженер пароходства .

Учился в Ленинградском арктическом училище (1975-1977) , но был отчислен за недисциплинированность.

Служил в армии инструктором учебной части .

Жил в Мурманске, Кандалакше, поселке Лувеньга, деревне Колвица Мурманской области, учился фермерскому делу в Норвегии .

Работал шофером, кладовщиком-раздатчиком, руководителем художественной самодеятельности, слесарем, фермером (1989-1998), журналистом, кочегаром .

Литературной деятельностью начал заниматься после возвращения из армии. Публиковался в периодической печати и поэтических сборниках с 1982 года . Первый сборник стихов «Цветы и люди» выпущен Мурманским книжным издательством в 1987 году .

Член Союза писателей СССР (1990), член Союза писателей России (1991) .

Дипломант Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (дважды) .

Лауреат межрегионального фестиваля песни и поэзии «Серебряная псалтирь» (2005, г. Дубна) .

Был стипендиатом «Фонда мира» и Литфонда Союза писателей России .

Награждён Памятной медалью «Великий русский писатель лауреат Нобелевской премии М. А. Шолохов 1905-2005» за гуманизм и служение России (2004); памятной медалью «В ознаменование 90-й годовщины образования СССР» (2012); памятной медалью «200-летие М. Ю. Лермонтова » (2014); памятной медалью имени Николая Рубцова (2017); почётным знаком «За заслуги перед городом Кандалакша» (2014) .

Принимал участие в возрождении Дня славянской письменности и культуры в в СССР .

Сочинял и исполнял песни на свои стихи.

С 1998 года жил в Мурманске.

Похоронен Николай Колычев на Городском кладбище Мурманска, в секторе №44. В Кандалакше ему предложено установить памятник на одной из центральных улиц.

Творчество

Первые же поэтические публикации Николая Колычева, появившиеся в периодических изданиях (1982), вызвали интерес специалистов. .

Между первым поэтическим сборником «Цветы и люди», вышедшим в кассете «Первая книга стихов» (1987) и вторым - «Учусь грустить и улыбаться» (1990), последовал ряд публикаций в толстых журналах «Нева», «Север», альманахе «Поэзия». Первый большой гонорар поэт получил за публикацию в «Молодёжном календаре» (Политиздат) .

Расцвет поэтического таланта Николая Колычева пришелся на период перестройки и 90-е годы 20 в. В 1993 г. выходит третья книга стихов «Звонаря зрачок», на долгие годы ставшая знаковой для творчества поэта. В 1995 г. она переиздается в двуязычном (русско-финском) варианте, вызвавшем восторженные отзывы финских коллег поэта. В сборник вошли стихи фермерского периода жизни и творчества Николая Колычева, и отражали боль поэта за разрушение России и деревни, человеческой личности, души. Крестьянской теме, бедам российской деревни перестроечного и постперестроечного периода также посвящён эмоционально насыщенный очерк «Как я был крестьянином в России и Норвегии» .

Творчество Николая Колычева условно можно разделить на два периода. Первый (до 2012) - следование лучшим традициям классической русской поэзии. Во втором периоде (с 2013) - поиск новых поэтических форм. В поэзию Колычева добавляются врубелевские нотки - резкие, несколько рваные. Стихи второго периода несут в себе мощный эмоциональный заряд, однако литературные критики отмечают излишнюю публицистичность поэзии Николая Колычева позднего периода .

Писал поэт и для детей разного возраста. (Поэтические сборники «Мур-манчанка», «Мурманские ступеньки», «Косолапые ботинки, «Детские стихи» , сказочная повесть «Нюфоцей Бэч» .

Музыкальность стихов Н. Колычева способствовала тому, что многие из них стали песнями, и исполняются профессиональными и самодеятельными певцами. Н. Колычев - автор песни, ставшей гимном Кандалакши .

Николай Колычев - автор исторического романа «Феодорит» , посвященной святому русского Севера Феодориту Кольскому, юмористической повести «Завтра вылетаем!» , рассказов и публицистических очерков, неоконченной пьесы о святом русского Севера Трифоне Печенгском .

Николай Колычев - составитель ряда поэтических сборников .

Интересно проявил себя поэт и в качестве переводчика. По подстрочнику делал поэтические переводы с сербского, удмуртского, казахского языков. В 2011 году вышла в свет книга поэтических переводов с финского языка .

В последние годы работал в содружестве с заслуженным художником России Анатолием Сергиенко .

Книги

Редактор и участник сборников:

  • Духовная поэзия Севера: Мурманская антология (2000)
  • Север на уровне сердца (2004)

Публиковался в сборниках (кроме указанных выше):

  • Братина. Вып. 4. - М., 2004.
  • Будь человеком, человек! - Мурманск: МГОДЮБ, 1997.
  • Живое Севера дыханье. - Мрманск: Север, 2000.
  • Здесь начинаются дороги. - Архангельск: Barents publisher, - 2001.
  • Мурманск, здравствуй! - Мурманск: МГОДЮБ, 2011.
  • На вершине земли Кольской. - Апатиты: Книжное издательство, 2006.
  • О наших памятниках славных… Стихи о памятниках Мурманска. - Мурманск: МГОДЮБ, 2013.
  • Свет слова в Заполярье: антология литературы Мурмана. - Мурманск: Север, 2008.
  • Снегири. - Петрозаводск: Северное сияние, 2013.
  • Судьба моя - Оленегорск. - Мурманск, 2014.
  • Щедра Россия словом родниковым. - Мурманск: Опимах, 2012.
  • Я люблю мое Заполярье… Поэтический фотоальбом - М.: Красный пролетарий, 2006 и других.

Переводы :

  • Хюнюнен М. Безымянный остров камней: Стихи /Худож. пер. с фин. Н. В. Колычева. Мурманск: Доброхот, 2011.

Примечания

Ссылки

  • Николай Владимирович Колычев // Русские писатели и поэты: Биографический справочник.
  • Николай Владимирович Колычев // Кольский Север: Энциклопедический лексикон.
  • Николай Владимирович Колычев // Кто есть кто в Мурманской области: биографический справочник / сост. В. Беляев. - Санкт-Петербург - Мурманск: ООО «Аргест», 2004. - С. 89.
  • Колычев Николай Владимирович // Писатели Заполярья: К 30-летию Мурманской писательской организации: Библиографический справочник. - Мурманск: МГОУНБ, 2008. - С. 52-60.
  • Белоусов В. Фермер пишет стихи / В. Белоусов // Полярная правда. - 1991. - 12 марта. - С. 3.
  • Галюдкин В. Хорошо, что он на свете есть…: Вместо рецензии / В. Галюдкин // Полярная правда. - 1989. - 10 апр. - С. 3.
  • Гулидов Е. Образы. От жизни - к жизни /Е. Гулидов // Североморская правда. - 1991. - 21 сент.
  • Дворецкая Г. Поэт в России - больше, чем поэт / Г.Дворецкая // Мурм. вестник. - 1998. - 7 окт. - С. 3.
  • Душа поэта и художник: Исследование творчества // Миссионерская православная газета. - 2011. - № 11-12.
  • Евграфов В. Друг мой Коля Колычев / В. Евграфов //Вечерний Мурманск. - 2000. - 21 июля. - С. 5.
  • Золотцев С. И верится в удачу всё трудней… / В. Золотцев // Север. - 1989. - № 2. - С. 115-111.
  • Иванов Г. О Николае Колычеве / Иванов Г. // Колычев Н. В. Гармония противоречий: Стихотворения. - Мурманск, Кн. изд-во, 2007. - С.7-8.
  • Иванов Г. Это набегают новые минуты: Заметки о современной поэзии. Н.Колычев // Роман-газета. XXI век. 1999. № 3. С. 78-79.
  • Колычева В. М. Хюнюнен - Н.Колычев: Опыт взаимного перевода // Литература и культура Кольского и Европейского Севера второй половины XX-начала XXI века: Сборник научных статей и материалов семинара, Отв.ред. Пожидаева О. В., Наумлюк М. В. - Мурманск, МГГУ, 2011. - С. 32-37.
  • Кондратьев В. Песни просятся в сердца / В. Кондратьев // Мурм. вестн. - 1998. - 31 окт. - с. 4.
  • Кондратьев В. Сенсация: рядом с нами живёт Поэт! / В. Кондратьев // Сов. Мурман. - 1993. - 21 июля. - С. 3.
  • Коржов Д. Есть радости на белом свете! // Север. 1999. № 9. С. 150-157.
  • Коржов, Д. Книга на все времена / Коржов Д. // Мурманский берег: лит. альманах. - 2006. - № 3. - С. 216-221.
  • Коржов Д. Крестьянский Маяковский // Мурманский вестник. - 2013. - 21 дек.
  • Коржов Д. Смертную жизнь превращая в стихи / Д. Коржов // Мурм. вестн. - 1997. - 11 янв. - С. 6.
  • Коржов Д. Услышь, страна, своих поэтов . / Д. Коржов //Мурм. вестник. - 1999. - 24 нояб. - С. 3, 4.
  • Кудимова М. Колычево сечение : Предисловие // Колычев Н. В. Некрасивое: Стихотворения/ Н. В. Колычев. Ил. А. Сергиенко . - Мурманск, 2013.