Храм николая чудотворца на берсеневке. Церковь николая чудотворца на берсеневке

Сегодня, наконец, я исполнила свое давнее намерение посмотреть поближе на храм, который виднеется с Патриаршего моста. Я очень давно туда хотела подойти, но что-то не складывалось.


А ходила я в округе часто, так как люблю Берсеневскую набережную. Раньше специально ходила, чтобы нюхать "шоколадный дух" Красного Октября. Теперь, конечно, уже немного не то все-таки.


Рядом виднеется еще какое-то интересное здание... В общем решила, что надобно сходить, а то сколько меня ноги носили мимо... Несколько лет, по-моему.


Рядом с этим зданием на Берсеневской набережной есть проход на территорию.


Прямо напротив калитки будет вот это здание.

Оно вполне симпатичное и цвет для глаза приятный.


Разве что реставрации требует.


Территория тихая и пустынная.


Много деревьев, создающих тень.


Жаль только, что на небе было много облаков.


И там немного тесновато перед входом, потому здание никак не хотело в кадр влезать.


Приходилось изворачиваться и снимать частями.


А храма отсюда почти не видно.


Мемориальная табличка. Сейчас в здании находится НИИ Культуры, а вот раньше...
Этот дом, известный как палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, является уникальным памятником XVI–XVIII вв., а его архитектурная история тесно переплетается с историей российской. В непосредственной близости от палат находится еще несколько интересных памятников московской архитектуры - Троицкая церковь, более широко известная по одному из своих приделов как храм Николы на Берсеневке, и городская усадьба Смирновых, от которой в настоящее время сохранился «жилой дом с палатами». Сегодня благодаря этим зданиям здесь сохранилась необычная для современной Москвы архитектурно-пространственная среда XVII–XVIII вв.
Старые московские предания, а вслед за ними и многие историки, писавшие о палатах, называют Ивана Никитича Берсень-Беклемишева (?–1525) одним из первых владельцев участка, на котором позднее были сооружены палаты, хотя документального подтверждения этому не найдено. Достоверно известно, что в середине XVI в. земля эта уже входила в состав Стрелецкой слободы.
Без всяких исторических оснований владельцем усадьбы также называют знаменитого опричника Малюту Скуратова или думного дворянина Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (?–1573), имя которого связано с общеизвестными зверствами правления Ивана Грозного. Легенда эта, приписывающая Малюте Скуратову еще и строительство подземного хода на другой берег Москвы-реки и даже в Кремль, объясняется, возможно, тем, что напротив палат, на Ленивке располагалось владение, принадлежавшее Скуратовым.
Не вызывает сомнений только тот факт, что в XV–XVI вв. на этой территории находился жилой дом, который, предположительно, был деревянным на каменном подклете: белый камень, датированный реставраторами XV в., до сих пор сохранился в толще стен северо-восточной части здания. Вполне вероятно и то, что камень могли использовать вторично, что характерно для строительной практики того времени; возможно также, что это остатки могильных плит, которые могли быть использованы при строительстве. Вообще возведение на этом месте здания, полностью выстроенного из камня (кирпича), ранее XVII в. представляется большинству исследователей маловероятным: местность здесь была низменной, болотистой, и при существовавшем уровне строительной техники, а также до проведения ирригационных работ это было проблематично.
Первыми документально засвидетельствованными владельцами усадьбы были три сына Стефана (Степана) Кириллова, из которых Аверкий Стефанович (1622–1682) стал, по-видимому, ее полновластным хозяином в 1650-е гг. Он был очень состоятельным «московским гостем» [купцом], владельцем многочисленных лавок в Москве и других городах, соляных варниц в Соли Камской, а также земель с крестьянами. Царь Алексей Михайлович привлек его к государственной службе и пожаловал высоким чином думного дьяка. В 1677–1682 гг. Кириллов возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, Казенный приказ и приказ Большого дворца, определяя во многом финансовую, торговую и промышленную политику государства.
Аверкий Кириллов был близок Нарышкиным - родственникам царицы Натальи Кирилловны, матери будущего Петра I. Во время стрелецкого бунта 1682 г. в поддержку царевны Софьи Аверкий Кириллов как член противной партии Нарышкиных был жестоко убит в Кремле, а на Красной площади были поставлены стрельцами памятные столбы, на которых «вины» его были записаны следующим образом: «великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил... Правя Большого прихода приказом, вымысля из сего, накладывал на соль и на всякие съестные харчи пошлины гораздо тяжелые…».
В «Строельной книге церковных земель» за 1657 г. находится следующая запись, относящаяся к усадьбе Кирилловых: «А на том огороде ево, подле ево Аверкиева двора, построена ево Аверкиева палата вновь, и от церковной земли до той ево палаты пять сажен [около 10 м]». В это же время современный облик стали приобретать и соседствовавшие с усадебным домом постройки: практически одновременно на средства Аверкия Стефановича было начато строительство (перестройка?) приходской каменной церкви, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы.

в XVI–XVII вв. главный дом усадьбы обычно располагался внутри двора, а главный вход в него, как правило, был обращен во двор и имел декоративное оформление. Перестройки жилых домов зачастую носили весьма хаотичный характер: дома приспосабливались под новые потребности и нужды владельцев, обрастали крыльцами и пристройками, на каменном основании (на сводах нижних уровней) устраивались гульбища и возводились деревянные помещения, которые могли также пристраиваться к основательным, кирпичным.

Видимо, таким же образом перестраивались в 1656–1657 гг. и палаты Аверкия Кириллова: над кирпичным подклетом (низким первым этажом, который теперь, благодаря культурным наслоениям, похож на полуподвальное помещение) возвели два кирпичных же этажа. Помещения верхнего уровня могли быть частично деревянными; все каменные помещения были сводчатыми; в северо-западном углу дома находилась внутристенная каменная лестница, соединившая подклет с верхними этажами. В результате этих строительных работ сформировались основные объемы существующего сегодня здания.
Дом получил богатое декоративное оформление: восточный и южный фасады и сегодня украшают белокаменные наличники разных типов, лопатки, сложный венчающий карниз. Во время реставрационных работ на южном, обращенном во двор фасаде были обнаружены фрагменты росписей. В самом здании, на втором этаже в центре свода парадного зала был установлен резной белокаменный «замок», или, как его часто называют, «закладной камень». Это плита круглой формы с изображением голгофского креста (отчего помещение получило название Крестовой палаты), расположенного в центре круговой надписи.

В Переписных книгах на 1737 г. палаты упоминаются как владение Петра Васильевича Курбатова (1672–1747), асессора Иностранной коллегии, который, как считается, был женат на вдове Якова Кириллова. Предположение о том, что П.В.Курбатов уже в конце XVII - начале XVIII в. был обитателем палат, представляется очень соблазнительным: Курбатов относился к числу известных дипломатов эпохи Петра I и был непосредственно знаком с европейской культурой своего времени. в 1698–1702 гг. он находился в составе знаменитого голландского посольства, много путешествовал по Западной Европе, исполняя дипломатические поручения, а в 1708 г. стал секретарем посольской канцелярии. Его сын Петр Петрович Курбатов (1710/11–1786) также находился на дипломатической службе и получил чин действительного статского советника; он был известен и как литератор, переводчик «Велисария» Ж.-Ф.Мармонтеля (1769).

В правление Петра Великого российские города стали обретать элементы европейского оформления, и в Москве именно палаты Аверкия Кириллова стали одной из первых гражданских построек, переделанных в европейском стиле. «Европеизация» облика палат преобразила северный фасад здания, выходящий на Москву-реку. По центру фасада был возведен крупный входной ризалит с эффектной надстройкой четвертого этажа. С запада также появился ризалит, который, вместе с выступающим объемом "красного крыльца", образовал симметричную композицию фасада, характерную для европейского барокко. Новый вход в дом был оформлен массивной, но изящной аркой с кронштейнами; входной и западный ризалиты украшены белокаменным декором уже в европейском стиле.
Волюты, резные гирлянды из цветов и фруктов, барочные наличники из белого камня с раковинами во фронтонах, картуш, сложный, богатый декор четвертого этажа и сегодня придают палатам необыкновенное изящество. В результате возникло уникальное здание, аналогов которому в отечественной светской архитектуре не существует. Новое архитектурное оформление северного фасада вызывает в памяти образы европейского барокко. Однако история этого преображения загадочна: ни архитектор, ни дата нового строительства не известны.
История дома в середине XVIII в. известна не полностью. Обычно упоминается, что с конца 1730-х гг. усадьба меняет своих владельцев, которые, предположительно, сдают дом под размещение казенных учреждений. Так, на плане Д.В.Ухтомского (1755) она отображена как владение А.Зиновьева. Видимо, во второй половине XVIII в. усадьба все же отошла в казну, в 1806 г. здание было отремонтировано под руководством архитектора А.Назарова, после чего в палатах разместилась курьерская команда, и дом стал известен в Москве как «Курьерский». Во время пожара 1812 г. Замоскворечье было выжжено: сгорели все деревянные постройки, обгорела Никольская церковь, выгорели ее трапезная и пределы, сильно пострадала колокольня… Однако здание палат в пожаре не пострадало и пришло в аварийное состояние лишь к 60-м гг. XIX в.

От слома по ветхости палаты были спасены Московским Археологическим обществом (МАО), которому по его просьбе здание и было передано в 1868 г. Общество было создано в 1864 г. графом Алексеем Сергеевичем и его женой графиней Прасковьей Сергеевной Уваровыми. Цель общества состояла в изучении и сохранении памятников русской старины, в том числе и от «от искажения починками, пристройками и перестройками».
Члены МАО не только изучали, но и пропагандировали отечественное культурное наследие; они Панорама Замоскоречья. 1867 г. На переднем плане -- дом Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке (увеличить рисунок)ввели в научный оборот сведения о многих сотнях памятников и содействовали изменению общественного отношения к наследию в целом.
Деятельность общества не ограничивалась Москвой, где его члены проводили общественную экспертизу градостроительных проектов для исторической части города: по всей стране были спасены десятки памятники архитектуры, включая и такие шедевры русского зодчества как белокаменная церковь Покрова на Нерли, деревянная церковь Лазаря Муромского (сейчас находится в Кижах), Успенский собор на городке в Звенигороде, Белые палаты Ростовского кремля и стены кремля Коломенского. Первым же из спасенных памятников стали палаты Аверкия Кириллова.
Вслед за историческими изысканиями в 1870 и 1884 гг. под руководством архитекторов А.Попова и Н.Никитина были проведены реставрационные работы с росписью интерьеров; расписанная, украшенная стилизованной мебелью Крестовая палата стала местом заседаний Общества. В 1909 г. для изучения и сохранения памятников московской архитектуры стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в Палатах. (Позднее это собрание перешло в Исторический музей, одним из инициаторов создания которого в свое время был гр. Уваров.) В июне 1923 г. по распоряжению Народного комиссариата внутренних дел Московское Археологическое общество было закрыто.

С декабря 1924 г. первый этаж палат был занят Институтом по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР, а в 1925 г. в здании расположились и Центральные реставрационные мастерские под руководством И.Э.Грабаря. Однако очень скоро в квартале, сохранявшем древнюю архитектурную среду, начались радикальные преобразования.
В 1928–1931 гг. на месте старинного Винно-соляного двора был возведен дом правительства (по проекту архитектора Б.М. Иофана), по роману Ю.В.Трифонова получивший именование «Дома на набережной». Соответственно в палатах устроили общежитие для строителей (1929), Никольскую церковь закрыли (1930) и передали под реставрационные мастерские, которые, в свою очередь, были закрыты в 1932 г. После ликвидации реставрационных мастерских в палатах устроили квартиры для сотрудников управления «Дома на набережной», просуществовавшие здесь до конца 1950-х гг.
В июне 1941 г., перед самым началом войны в здание палат переехал Методический кабинет Научно-Увеличить изображениеисследовательского института краеведческой и музейной работы. Летом того же года в условиях начавшейся войны в Никольской церкви и трапезной было устроено объединенное «Госхранилище № 2» для фондов крупнейших столичных музеев. Упакованные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея, Музея Революции, Музея народов СССР и Биологического музея. Наиболее ценные музейные реликвии были замурованы в церковных подвалах. Сохранились письменные свидетельства того, как усилиями сотрудников Института сами палаты были спасены от пожара в результате попадания зажигательной бомбы.

Уже почти полтора столетия, начиная с 1860-х гг. исследователи и архитекторы не оставляют надежды восстановить историю и облик уникального памятника, прошлая «живая жизнь» которого сопротивляется ре-конструкциям. Однако именно «романтический национализм» XIX века и особенно тяжелейшие культурные утраты Великой отечественной войны показали всем (не только специалистам, но и политикам) ценность наследия и необходимость его сохранения и восстановления. Уже в 1942–1943 гг. были проведены обмеры палат, а в 1946 - и Никольской церкви, помещение которой все еще занимали фонды московских музеев. В конце 1947 г. здание палат было передано Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы, который, однако, еще около десяти лет делил его с общежитием.
Тем не менее, в 1953–1959 гг. в Палатах были проведены реставрационные работы, руководила которыми Г.В.Алферова - признанный специалист в своей области. Описывая позднее состояние памятника, она отметила урон, нанесенный жильцами (которые «вырубили древние связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери»), а также плачевное состояние белокаменного декора северной пристройки XVIII в. Работы в этих условиях велись медленно, и, к сожалению, были прерваны из-за структурной реорганизации реставрационного дела Москвы. Работы завершились в спешном порядке (1960–1963 гг.), необходимые исследования и фиксации больше не проводились, зато, видимо, были допущены искажения…

Сегодня здание палат Аверкия Кириллова является памятником истории и культуры федерального значения. Здесь располагается Российский институт культурологии, сотрудники которого продолжают исследовать памятник. Помимо всего прочего к этому обязывает и сама история дома, еще раз принявшего под свои своды людей, чьи профессиональные интересы связаны с культурой, историей, памятью. Эта традиция была восстановлена почти через 100 лет, в начале 1960-х гг., что можно рассматривать как своего рода преемственность в сфере материального и «нематериального» наследия.


Прямо от входа на территорию видно доску объявлений, а на ней указатель, как пройти к храму.


Называется он храм свт. Николы на Берсеневке.


Судя по всему, приход маленький, ибо с как раз закончившейся вечерней службы, мало людей вышло, но все-таки жизнь идет довольно активно.


Интересно то, что здесь служат по "старому чину", т.е. именно по тому, который используют старообрядцы. В РПЦ МП существуют так называемые "единоверцы", т.е. старообрядцы, которые находятся в общении с РПЦ, но при этом сохраняют столь дорогие их сердцу старые традиции. Этот приход вроде формально не единоверческий, но богослужения идут по дониконианскому обряду. Прихожане выглядят как персонажи из сказки. Особенно колоритна была матушка с четками-лестовкой, но фотографировать незаметно не было возможности, а смущать их не хотелось.


А стоило повернуть на дорожку, идущую к храму, как перед глазами предстало это архитектурное чудо.


В общем, слов нет.


Поразилась, как это за столько лет я ничего не знала об этой церкви.


А если смотреть отсюда, то казалось бы, ничего особенного не ждет.


На деле выглядит как сказочный терем.


Здание усадьбы вполне красивое.


Для своего времени, наверное, тоже терем, но все-таки до церкви не дотягивает.


Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.


Храм отлично отреставрирован.


Нельзя сказать, что его что-нибудь портит.


И он очень большой. Не так просто поймать в кадр целиком.


Крыльцо усиливает сходство с теремом.


Здесь можно прочитать название храма.


Так выглядит отделка внизу.


А вход находится в этом здании. Почему-то оно отличается по цвету.


На стене такие изображения.


Полюбовавшись храмом, пошла гулять по довольно просторной территории.


Там разбиты клумбы.


Есть колодец.


И звонница. Хотелось бы послушать как звонят.


А рядом с храмом крест стоит. Наверное, и кладбище тут когда-то было.
Не знаю, надо ли принимать старообрядческий вид, чтобы войти, потому что уж очень хочется посмотреть, что там внутри.

В Замоскворечье есть «пряничный домик» - церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого. Храм невысок, но привлекает внимание своим узорчатым нарядом.

Церковь Николы на Берсеневке - московский православный храм, построенный в середине XVII века. Главный престол храма освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, приделы - во имя Святителя Николая и преподобного Феодосия Великого Киновиарха. Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова

Место, на котором стоит храм Николы на Берсеневке, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины VII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, “изукрашен” - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-“кубышками” и арками, украшенными «гирьками».

Основной объём церкви Николая Чудотворца на Берсеневке завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ? фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году церковь Николы на Берсеневке была закрыта. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года. А вот эклектичную колокольню 1854 года постройки в советское время снесли.
По легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Говорят, что...
«...сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками».

«...в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа».

Адрес храма Николая Чудотворца на Берсеневке: Москва, Берсеневская набережная, дом 18-22
Официальный сайт храма Николая Чудотворца на Берсеневке:

Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Прежде на месте существующего храма стояла другая , построенная при Никольском на болоте монастыре. В 1475 году она упоминается как «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (по имени богатого вотчинника). А в 1625 году – как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою», что значило, за ночной заставой. А Берсеневой она называлась, потому, что наблюдал за ней Берсеня-Беклемишев (известный дипломат и почитаемый человек).

На месте упразднённого монастыря в 1650-х купец и крупный государственный деятель Аверкий Кириллов начал строить усадьбу. Там по его заказу и был построен известный нам Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках (в 1657 году). Только тогда он получил название Святой Троицы с приделом Святителя Николы.

Обитель являет собой бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, которая примыкает не с запада, как обычно, а с северной стороны. Вход в неё устроен в виде крыльца, украшенного столпами-кубышками и арками с «гирьками». А с западной стороны находился спуск в нижнее помещение церкви.

Прекрасно выполнено завершение здания – оно получилось «огненным» за счёт стройных рядов килевидных кокошников. Ими же украшены и барабаны храма. Все они, кроме центрального, глухие, относительно высокие и, помимо кокошников, украшены аркатурным поясом. Впрочем, декором в стиле русского узорочья изобилует всё сооружение, благодаря чему выглядит нарядным и почти сказочным.

Одновременно построили и каменные палаты, с которыми храм был соединён крытым переходом. Под папертью находится усыпальница рода Кирилловых.

По одной версии, к храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках имеет отношение известный архитектор Михаил Чоглоков, по другой – Иван Зарудный.

Невестка Аверкия Кириллова (и, к сожалению, вдова) Ирина пристроила к храму придел в честь Казанской иконы Богоматери. В 1694 году она возвела колокольню с проездными воротами, во втором ярусе которой разместилась надвратная во имя Казанской иконы Божьей Матери. Рядом, на набережной Ирина построила и передала церкви палаты, в которых расположилась богадельня, и дом причта.

Кроме того, вдова заказала 6 колоколов, один из которых весил 1200 пудов. А отлил его известный Иван Моторин (тот самый, который в будущем отольёт царь-колокол).

Так как у Ирины Кирилловой наследников не было, после её смерти (в середине XVIII ст.) дом на Берсеневке перешёл в распоряжение государства. Сначала там располагался сенатский архив, позже там жили сенатские курьеры. Сам же стал обычным приходским.

В 1766-1768 годах архитектор Яковлев перестраивает набережные палаты и обновляет колокольню. В 1775 году колокольня вновь меняет свой облик, а к обители пристроили новую трапезную – одноэтажную, но более просторную. Хороший образец классицизма, однако слишком диссонирующий с общим стилем храма.

В 1812 году храм Николая Чудотворца на Берсеневке охватил пожар. Позже он был восстановлен и заново освящен. Где-то между 1815-м и 1820-м снесли старую колокольню, новую построили около 30 лет спустя по проекту Н. Дмитриева – ярусную, с островерхим гранёным шатром.

Была закрыта в 1930 году. Её планировали снести по предложению архитектора Бориса Иофана, но ограничились лишь колокольней.

Во время этих мероприятий строители нашли в подвале под церковью старинные иконы и замурованный в нишу скелет девушки.

Храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках каким-то чудом удалось избежать разрушения, несмотря на все попытки. Богослужения в нём возобновились в 1992 году.

4. Здание было частично затянуто зелёной защитной сеткой. Сверху был закреплён плакат гласящий:

5.Я прошла ещё немного и заглянула в распахнутые ворота и вошла на территорию.

6.Прямо на против ворот расположены палаты Аверкия Кириллова. А слева от палат виден храм святителя Николая на Берсеньевке. Храм, палаты Аверкия Кириллова и набережные палаты составляют единый архитектурный ансамбль.

7.Ещё в 1389 году на этом месте был основан мужской монастырь. Разместился он, как сообщает летописец, «на правом, пологом берегу Москвы-реки напротив притока ручья Черторыя». Местность эта прозывалась Песками, где на сухой песчаной почве рос сосновый бор. Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви в 1656-1657гг.

8.Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками и Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Крыльцо изукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан - световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.

9.

10.

11. Фреска над входом.

12.

13.

14. Изразцы около входа.

15.

16.

17. В 1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная - хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, - резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г.

18.

19.

20. Церковь ещё не до конца отреставрирована.

21.В советское время храм действовал до 1930г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. До 1958 года в здании церкви располагалось общежитие сотрудников Дома Правительства. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.
Это новая, я думаю временная колокольня.

22. На кресте табличка с надписью: "Упокой Господи души усопших рабов своих, всех здесь погребённых православных христиан". При храме Николы когда-то было кладбище. Под ее северной папертью и были похоронены Кириллов и его супруга Евфимия Евлампиевна.

23. 1 января 1992 г. учредили общину. В июне указом Патриарха Алексия II иеромонаха Кирилла (Сахарова) назначили настоятелем храма на Берсеневке с оставлением его в числе братии Свято-Данилова монастыря. Уже в феврале 1993 г. состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол. Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под стену чьими-то заботливыми руками. 16 августа 1996 г. освятили позолоченные осьмиконечные кресты, установленные затем на куполах храма. При храме работают воскресная школа и библиотека. Более подробно о церкви можно узнать на сайте общины храма святителя Николая на Берсеньевке.

24. Набережные палаты были построены позже храма и палат Кириловых, но в их стиле, предположительно 19-м веке.
В 90-х годах прошлого века напряженной была борьба за Набережные палаты. Мэрия планировала передать его балету «Москва» для репетиций. Здание было отдано приходу храма. Огромное здание площадью 630 квадратных метров было в ужасном состоянии - без окон и дверей, без крыши, в стенах большие трещины - как будто после бомбёжки. Здание востанавливают до сих пор.

25. Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Достоверно известно только то, что еще в XV—XVI вв. на этой территории находился белокаменный дом. Во второй половине XVI в. он был перестроен, в результате чего сформировался основной объем дошедшего до настоящего времени строения. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке — думном дьяке Аверкии Кириллове — в 1656—1657 годах.

26.Наружный палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей. Восточный фасад здания украсило нарядное «красное» крыльцо. В отделке этой части палат едва ли не впервые во всем московском зодчестве были применены нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону.

27. У входа в палаты висит табличка, сообщающая, что в здании находится институт культуры. Вывеска сделана на века, из цветного металла. Эта табличка сама уже является исторической ценностью. Всё таки с 1964 года здесь висит. Одна из немногих уцелевших в Москве учрежденческих вывесок советского периода.

28. Разве можно исследовать культуру в таком обшарпанном здании?

29. Если здание не могут поддерживать в нормальном состоянии, то что говарить о культуре...

30.После гибели Аверкия Кириллова палаты ненадолго перешли к его вдове Евфимии Евлампиевне, скончавшейся в октябре того же 1682 г. Затем усадьбу унаследовал сын Кирилловых — Яков Аверкиевич, также имевший чин думного дьяка. В 1694 г. палаты перешли к его вдове Ирине Симоновне (по второму мужу — Курбатовой).
С 1703 г. палатами владел А.Ф. Курбатов, служивший смотрителем за строительством в Кремле. При нем в 1705—1709 гг. была проведена кардинальная реконструкция здания — ему был придан вид, близкий к современному. При этом был полностью переделан парадный фасад. Для придания палатам входившей в моду симметрии справа по фасаду был достроен узкий выступ — ризалит.

31.В 1712—1739 гг. палатами владел иностранной коллегии асессор Петр Васильевич Курбатов, не оставивший прямых наследников. Поэтому после его смерти палаты перешли в казну. С 1746 г. в них располагались госучреждения, имевшие самые разнообразные функции и названия: Камер-коллегия, Корчемные контора и канцелярия с тюрьмой и острогом, сооруженными поблизости, Межевая канцелярия, Московская контора канцелярии конфискации, опять Межевая канцелярия, Разрядно-Сенатский архив и Московская казенная палата... Дольше всех продержалась Сенатская курьерская команда, обслуживавшая находившиеся в Кремле московские департаменты Сената. Для этого учреждения в 1806 г. палаты были реконструированы по проекту архитектора А. Назарова. С того времени они какое-то время назывались Курьерским домом.

32. К 60-м гг. XIX в. палаты пришли в аварийное состояние. Однако Дворцовое ведомство не пожелало отпускать средства на ремонт «рухляди». К обреченному на слом зданию неожиданно проявило интерес Императорское московское археологическое общество. По решению Александра II палаты в 1870 г. были переданы этой общественной организации, проводившей в них свои заседания и устроившей небольшой музей.

33. В июне 1923 г. Археологическое общество было закрыто распоряжением Народного комиссариата внутренних дел. После этого палаты пустовали до декабря 1924 г., потом их первый этаж был занят Комитетом по изучению языков и этнических культур Северного Кавказа. В 1925 г. на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В 1932 г. мастерские были закрыты. В палатах Аверкия Кириллова устроили общежитие строителей Дворца Советов, который должен был занять место взорванного храма Христа Спасителя. В 1964 г. после проведения реставрационных работ в палаты переехал Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, ныне гордо именующийся Российским институтом культурологии.

Храм расположен в районе Якиманка Центрального административного округа города Москвы. Храм составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

История

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца.


N. A. Naydenov (1834-1905) , CC BY-SA 3.0

В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками».


Ludvig14 , CC BY-SA 4.0

Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз.


Mashka , CC BY-SA 3.0

С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых.

В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни. Над палатами была выстроена колокольня.

Кроме того был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов.


Надежда Пивоварова , CC BY-SA 3.0

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви.

Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной в 1817–1823 годах была отстроена новая в классицистическом стиле, в ней были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха.

Старая колокольня была разобрана «за ветхостью» между 1815 и 1820 годами (двухэтажные палаты под колокольней простояли до 1871 года, сейчас на их месте находится дом причта).

В 1853–1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева.


Надежда Пивоварова , CC BY-SA 3.0

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иофан, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма.

В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу.

Сейчас храм возвращён Русской православной церкви, при нём работают воскресная школа и библиотека. На приходе храма поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда (но официально приход не считается единоверческим).