Реформы советской политической системы 1985 1991. Реформа политической системы

СССР в период перестройки (1985-1991 гг.): реформа политической системы

Складывание многопартийной системы.

Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашён переход к политике гласности. Неформальных, во-первых, потому что они как бы противостояли «формальным» организациям - партии, комсомолу, профсоюзам и т.п.; во-вторых, потому что, как оказалось, в стране практически не существовало законодательных норм, на основе которых оно могли быть зарегистрированы и получить законный статус.

Движения, организации, клубы связывали себя с идеями, которые назывались либеральными, радикальными и т. п., и на первом этапе своей деятельности объявляли о своём противодействии догматической части аппарата, административно-командной системе в целом, выражая поддержку новым начинаниям реформаторской части партийно-государственного руководства.

Первоначально новые движения были преимущественно интеллигентскими по своему составу. Но появление новых форм собственности (коопера­тивной, арендной) вызвало к жизни союзы кооператоров, арендаторов, наиболее активная часть, которых также стала ставить вопрос о том, что одной экономической деятельности недостаточно для защиты своих интересов и что надо приступать к организации политических партий.

Считалось, что история советского общества совпадала с историей Коммунистической партии Советского Союза. Важнейшие политические и экономические решения принимались от имени партии, хотя на самом деле это делалось в узком кругу высшего партийного руководства.

Отсутствие политического единства в рядах партийной номенклатуры, её разъединённость создавали условия и для разложения системы в целом. Одни деятели номенклатуры стояли на догматических позициях и не спешили следовать в фарватере горбачёвских новаций. Другие готовили себе «запасные аэродромы» в бизнесе. Третьи были растеряны. Четвертые подключились к национальным движениям. Лишившиеся остатков страха, ещё сохранявшихся при Брежневе, деятели номенклатуры уже были неспособны поддер­живать режим старыми методами.

Наряду с этим в стране все глубже и полнее осознавалось, что последовательное проведение в жизнь принципов правового государства предполагает возможность создания других партий, помимо КПСС, в том случае, если они действуют в рамках закона и отказываются от насилия как метода борьбы за власть. В дискуссиях, в выступлениях некоторых органов печати все чаще высказывалась мысль о том, что законодательное, конституционное закреп­ление руководящей и направляющей роли одной партии не соответствует принципам правового государства.

Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественно­го развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).

Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большин­ство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».

Социал-демократическое направление представлено социал-демократическими (СДА, С ДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за мо­дернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направле­нию тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.

Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей, отсюда - антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введённые в оборот М. Горбачёвым. Поэтому какой-либо серьёзной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990-начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР.

Одновременно с указанными процессами шёл процесс образований партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ставивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодёжная и детская структуры КПСС. Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям. После событий 19-21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила своё существование. М. С. Горбачёв сложил с себя обязанности Генерального секретаря.

Таким образом, становление системы многопартийности в годы пере­стройки имело противоречивый и незавершённый характер. Однако этот процесс имел положительное значение для разрушения административно- командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.

Началом политики перестройки было кардинальное преобразование М. Горбачевым кадрового состава органов государственной власти.

«Кадровая революция»

Кадровая «чистка» коснулась преимущественно политических деятелей, которые препятствовали внедрению социальных и экономических реформ, а также не поддерживали Генерального Секретаря в инициировании дружеских переговоров с капиталистическим западом.

В период 1985 -1987 гг, было смещено с постов более 80% руководителей обкомов Коммунистической партии. Должностных мест в правительстве лишилась половина министров. Только на одном пленуме ЦК в 1989 году были отправлены в отставку 110 человек из 460 членов ЦК КПСС.

Под лозунгами борьбы со старым консерватизмом, были сняты с руководящих должностей секретарь ЦК Компартий Украины В. Щербицкий и Казахстана Д. Кунаев. Через короткое время все ключевые посты в партии и государстве занимали назначенцы М. Горбачева.

Но, несмотря на отсутствие сопротивления новых членов государственного аппарата, обновление общества и экономики продвигалось с большим трудом ставало понятным, что государству нужна более серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года

После первого кризиса перестройки, который случился в 1987 году, Горбачев еще более твердо стал на путь полной демократизации государства. В январе 1987 года на Всесоюзной конференции (которая последний раз проводилась в 1941 году) было принято решение подготовки политической реформы в СССР.

Летом в Советском государстве прошли первые выборы в органы местного самоуправления, на которых впервые за все существование СССР было разрешено выдвигать несколько кандидатов, претендующих на одно депутатское место.

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы.

Многопартийность

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что люди активно начали искать другие ориентиры, которые смогли бы ее заменить. В этот период вышли из тени опальные оппозиционеры, ранее гонимые преследованиями советской власти.

Первой оппозиционной группой стал «Демократический союз» В. Новодворской. В 1988 году активизировались народные фронты окраин Прибалтики и Украины, которые первыми провозгласили себя партиями. Социал демократы объединились вместе с социалистами в независимые партии и организации.

На волне гласности оживились и анархические движения «Революционный анархо коммунистический союз» и «Конфедерация анархистов». Националистические партии, которые призывали к выходу республик из СССР, начали формироваться в Закавказье.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Повторить вопросы Отношения с Западом; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); Региональные конфликты;Афганская война;Отношения с соцстранами. «ДоктринаБрежнева». Реформа политической системы: цели, этапы, итоги Урок 48. Домашнее задание §47 читать; ответить на вопросы к §47; выучить новые слова и записатьопределения в словарь; выполнить задания в рабочей тетради к §47. План 1. Предыстория перестройки; 2. «Кадровая революция»; 3. Реформа 1988 г.;4. Формирование многопартийности;5. Национальная политика и межнациональные отношения;6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 1. Предыстория перестройки После смерти Брежнева во главе партиии государства встал Ю.В. Андропов Юрий ВладимировичАндропов В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал спозиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему 1. Предыстория перестройки В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государствастал К. У. Черненко (1984-1985) Константин Устинович Черненко Человек старый и больной, онбольшинство времени проводил на лечении или отдыхе При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывшийпри Черненко вторым человеком в партии 1. Предыстория перестройки 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева Михаил Сергеевич Горбачев Плакатвремен Перестройки(1985-1991) Эпоха перестройки (1985-1991) 2. «Кадровая революция» Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегосяза последние десятилетия общества и выправление«отдельных деформаций» социализма При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главногокритерия - поддержки ими целей и идей перестройки В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и на местном уровне 3. Реформа 1988 г. Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, чтопростой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа лето 1988 г. - вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция Горбачев предложил сформулировать новый высший орган власти –Съезд народныхдепутатов, превратитьВерховный Совет в постоянно действующийпарламент Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) Горбачев был избран Председателем ВерховногоСовета СССР Съезд состоял из 2250 депутатов, избранных на 5 лет 3. Реформа 1988 г. По предложению народных депутатов концепция политической реформы в 1990-91 гг. была дополнена рядом важных положений Главным из них стала идея построения правового государства (где обеспечивается равенство всех перед законом) III съезд народных депутатов в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост ПрезидентаСССР, которым сталМ.С. Горбачев Тогда же была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшаямонопольное положение КПСС в обществе Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе 4. Формирование многопартийности По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий 1988 г. – «Демократический союз»В. Новодворская 1990 г. – «Демократическая партия» 1991 г. - Либерально-демократическая партия 4. Формирование многопартийности При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное Коммунисты призывали кпреимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентскойдемократии, переход к рыночной экономике Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений 4. Формирование многопартийности В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию В 1990 г. - к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола радикально-реформаторское реформаторско-обновленческое традиционалистское Быстрые изменения, демократизация общества,рыночная экономика Продуманные и постепенные изменения в рамках существующего общественного строя Сохранение существующих общественных отношений с незначительными изменениями 4. Формирование многопартийности Съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек) В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева иперестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦКпотребовали его отставки 5. Национальная политика и межнациональные отношения Начавшаяся демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию национального вопроса В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахскаямолодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсоветаНагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве передВерховными советами Азербайджана и Армении о выводеобласти из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях Горбачев ввел войска в Сумгаит 5. Национальная политика и межнациональные отношения В апреле 1989 г. в Тбилиси силами армии была разогнанадемонстрация национально-демократических сил В ходе вытеснения демонстрантов 16 участников митинга погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице 5. Национальная политика и межнациональные отношения В то же время начавшая реализовываться реформа политическойсистемы неуклонно вела к еще большей активизации национального движения 18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете В июне 1989 г. последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости ЛитовскойРеспублики 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора Его подписание было назначено на 20 августа Подписание нового Союзного договораозначало не толькосохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора В ночь на 19 августа 1991 г.был создан Государственныйкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайноеположение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Указ ГКЧП 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 21 августа - Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказалось от подписания Союзного договора В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Оно объединило первоначально 11 бывших Союзныхреспублик (без Грузии и Прибалтики). Л. КравчукС. ШушкевичБ. Ельцин 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Распад СССР «крупнейшая геополитическая катастрофаВека» В.В. Путин

Предыстория перестройки. После смерти Л.И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю.В. Андропов. Он первым из советских лидеров признавал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М.С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

"Кадровая революция". На апрельском пленуме(23 апреля 1985 г.) новый руководитель страны выступил с заявлением о поразившем страну экономическом кризисе, необходимости "обновления социализма". Именно тогда впервые прозвучало и слово "перестройка".

"Видимо товарищи всем нам надо перестраиваться. Всем."

М.С. Горбачёв

В течение нескольких последующих месяцев в речах нового Генсека почетное место занимает список бед, обрушившихся на советское общество.

Преобразовать социализм планировалось, в первую очередь, за счёт ускорения социально-экономического развития страны. Предполагалось более активно использовать достижения науки и техники, децентрализовать управление промышленностью и сельским хозяйством, внедрять хозрасчёт на предприятиях, значительно укрепить порядок и дисциплину на производстве. Планировался подъём машиностроительной отрасли, на основе которого предполагали начать реконструкцию всего народнохозяйственного комплекса.

Наведение порядка и дисциплины началось с крайне непопулярного указа о борьбе с пьянством, изданного в мае 1985 г. Непродуманные действия властей привели к вырубке виноградников, а ограничение продажи спиртного - к резкому увеличению потребления сахара. Активизировалась борьба со взяточничеством, в процессе которой был заменён ряд руководителей в центре и на местах. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации репрессированных в 1930-1959-е гг. в результате её работы были реабилитированы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, А.В. Чаянов и многие другие.

января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике партии". В нём были определены следующие направления:

  • ¾начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию ("Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций");
  • ¾выдвижение на руководящие посты беспартийных;
  • ¾расширение "внутрипартийной демократии";
  • ¾изменение функций и роли Советов, они должны были стать "подлинными органами власти на своей территории";
  • ¾проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 года представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).

В 1987 г. руководитель СССР заявил о курсе партии на гласность и демократизацию общества, была снята цензура, появилось много новых периодических изданий, произошёл так называемый "книжный бум". "Глашатаями перестройки "становятся еженедельные издания - газета "Московские новости" и журнал "Огонёк". Одним из наиболее ярких моментов этого периода стала антисталинская кампания в прессе, позднее критике подверглись и другие деятели советской эпохи.

Конституционная реформа 1988-1990 гг. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). её решения, по существу, предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашен курс на создание "правового государства", разделение властей, создание советского парламентаризма. для этого Горбачёв предложил сформировать новый орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это было главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М.С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции

"Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел".

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. I съезд народных депутатов состоялся в мае-июне 1989 г. На нем Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А.Д. Сахарова. 1989 г.

"1.Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД-МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях".

На втором этапе конституционной реформы(19901991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде депутатов в марте 1990 г. им стал М.С. Горбачёв. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС обществе. Отмена этой статьи привела к легализации уже действовавших политических партий и образованию новых. Начали действовать различные социал-демократические и политические партии.

Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой "оппозиционной" КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз". В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образование партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено "Демсоюзом", христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990г. Демократическая партия Росси. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей "Демократическая Россия", созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционную позицию.

Из выступления И.К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

"Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительного не говорит, что же его ждет в будущем… Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти и речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо- антикоммунизм".

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состояние раскола. Съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками- месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан. 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над СМИ; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. Лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 19222 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик. В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушел в отставку. СССР прекратило сове существование.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.