Внутренний мир человека простыми словами. Внутренний мир человека и возможности его познания. Что значит богатый внутренний мир

Внутренний мир человека, или субъективная реальность, - это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся - настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы». Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он - отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание.

Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере , обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга - это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.

Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.

Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т. Н. Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, . Они сами выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем.

Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т. д? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др.

Пример. Рассмотрим факты ускорения-замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно - оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение.

Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой - медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать.

Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать.

Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой - социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования - монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог - собственное Я представляется глазами другого.

С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей , характеризующих нашу внутреннюю жизнь.
1. «Самовыражения Я» - размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния - монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я.
2. «Размышление о другом» - характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты». Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика.
3. «Необъективированность мысленных образов» - другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются.
4. «Планирование будущего» - состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.
5. «Фиксация на препятствии» - характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении .
6. «Чувственное восприятие мира» - все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов).
7. «Фантазии» - наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные («Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход»). Себя человек представляет сильным и активным, способным достичь любых вершин.

Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего «видения» и своей «пристрастности» посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое.

Сложно определить такую сложную структуру, как внутренний мир человека. В прошлом вместо этих слов говорили «душа», хотя и этому слову дать определение вовсе не просто. Все же, душа и внутренний мир – не одно и то же. Душа остается неизменной, а внутренний мир человека может меняться очень сильно.

Можно сказать, что внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия. Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование. Это своеобразная виртуальная реальность, которая служит посредником между нейронными сетями головного мозга и окружающей непосредственной реальностью человека.

Структура внутреннего мира человека

Если внутренний мир может быть сложно организован, то это значит, что у этой организации имеются признаки системности, и ее можно разложить на составляющие. Психологи и философы считают, что внутреннего мира имеются следующие составляющие.

Эмоции – один из самых ярких компонентов внутреннего мира человека. Многие переживания оставляют след в душе именно благодаря испытанным эмоциям. События, не заряженные эмоциями, быстро забываются.

Чувства – это тоже эмоции, но отличающиеся более значительным постоянством. Они держатся довольно долго и гораздо меньше зависят от внешней «подзарядки». Обычно чувства имеют направленность, то есть, они вызываются конкретным человеком, явлением или предметом. Чувства способны подписываться эмоциями. Они, как гравитация, меняют положение вещей во внутреннем мире человека.

Мировоззрение – это один из главных законов формирования внутреннего мира. Взгляды на жизнь, моральные ориентиры и принципы, - все это входит в мировоззрение. Если бы человек не формировал свое мировоззрение, его внутренний мир развивался бы хаотично, в конечном итоге могло бы оказаться так, что развития вообще не происходило. Чем более целостное и логически четкое мировоззрение имеет человек, тем значительней и быстрее происходит развитие и обогащение его внутреннего мира.

Несмотря на то, что мировоззрение во многом зависит от прошлого опыта человека, формировать его вполне можно и самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления. Нередко неоценимую помощь в формировании мировоззрения оказывают различные положительные примеры и впечатляющие люди, которые встречаются на жизненном пути.

У каждого представителя рода человеческого свое неповторимое мышление. Именно оно участвует в формировании внутреннего мира. Иногда людям достаточно сложно понять кого-то из-за разных представлений о жизни. Чтобы разгадать внутренний мир человека, изначально нужно углубиться в особенности его характера.

Инструкция

Не пытайтесь залезть человеку в душу. Даже при лучшем раскладе у вас этого не получится без психологических навыков. Прямые вопросы на определенные темы могут вызвать у собеседника негодование, стеснение и даже злость. Узнавать о внутреннем мире людей нужно более деликатно, и даже незаметно.

Чтобы заглянуть «внутрь» интересного вам человека, внимательно проследите за его поведением в разных жизненных ситуациях. Его желание везде показаться лучше еще не говорит о высоком уровне эгоизма. Такое поведение свидетельствует о склонности к идеализированию. Оно может быть подкреплено требованиями от близкого окружения соответствовать ожиданиям человека.

Еще одна «говорящая» черта – обидчивость. Если человек часто «надувается», значит, он не готов слышать окружающих и слишком озабочен собственным «Я». Углубляться в причины такого поведения не стоит. Скорее всего, оно обусловлено воспитанием. Нужно просто принять это к сведению и стараться не обижать ранимую особу.

Характер в большей степени определяет внутренний мир человека. Все свои действия люди выполняют, опираясь о собственные представления о жизни. Узнать характер человека достаточно сложно, так как изначально все стараются показать лишь свои лучшие качества. Поэтому для того, чтобы открыть внутренний мир партнера, необходимо провести с ним достаточно много времени.

Увлечения – ваши первые помощники в осознании внутреннего мира человека. С их помощью можно сделать для себя определенные выводы о его характере и предпочтениях. Например, когда рядом с вами вами музыкант, обратите внимание на создаваемые им композиции. Если это рок или другие агрессивные жанры, то внутри человека смесь из ярких эмоций и острых переживаний. Если размеренные, приятные слуху композиции, то он находится в гармонии с собой.

Цивилизация, к которой все мы – люди рубежа второго-третьего тысячелетия – принадлежим, существует и развивается на Земле уже довольно давно. Конечно, по нашим, человеческим меркам. Значительно старше ее мир Земли: он видел закаты и рассветы, встречал весны и зимы задолго до рождения первого представителя нашего рода. Мы появились, создали свою цивилизацию, особый человеческий мир и назвали себя homo sapience («человек разумный»). Тем самым мы подчеркнули, выделили среди прочих одну из самых ценных для нас, самых ярких и значительных способностей: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь.

Разумность – это предмет гордости вида «Человек». Но она далеко не исчерпывает уникальность каждого его представителя, каждого из нас. Более того, даже уводит несколько в сторону от понимания этой уникальности. В сторону от открытия главной тайны Человека.

Что же это за тайна? Как ни парадоксально, на словах она известна практически всем, но по-настоящему может быть открыта только каждым из нас в отдельности, как Личная Тайна. Что обязательно и происходит с человеком в какой-то момент его жизни. Иногда довольно рано, иногда на склоне лет, часто – через сильные переживания, душевную боль. Приходит понимание того, что Человек – житель двух хотя и взаимосвязанных, но все же самостоятельных миров. В одном мире он рождается и существует в своем физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Он же определяет среду, в которой человеку предстоит существовать: дышать, развиваться, стареть и умирать. Имена этого мира – Вселенная, галактика, Земля, эпоха, страна. Второй мир постепенно раскрывается перед человеком богатством своих возможностей, красок, просторов. Человек открывает этот мир в себе, развивает, совершенствует, расширяет его границы. Имя ему – внутренний мир, или мир собственного Я, или же душа…

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

(Сократ )

Во внешнем мире развивается цивилизация людей. Каждый из нас учится жить в этом мире: постигать его, изменять, приспосабливаться к нему. Что знали мы о Земле и галактике тысячу лет назад и что знаем сейчас? А что будем знать еще через сотню лет! Человечество придумало множество способов для изучения и изменения свойств окружающего мира, оно создало науку, технику, технологии, помогающие ему разговаривать с внешним миром, миром предметов и природных явлений.

Но и внутренний мир также открыт для познания, понимания, принятия и изменения. Что я знаю о себе сейчас? Что буду знать завтра? В русском языке, как и в любом другом, существует множество словосочетаний, обозначающих разные приемы общения человека со своим внутренним миром. Мы говорим: «понять себя», «поговорить с самим собой», «разобраться в себе», «разрешить себе», «забыться» (забыть себя), «жить с собой в ладу», «быть недовольным собой» и т. д.

Какой мир важнее, значительнее? Можно ли вообще ставить вопрос таким образом? Наверное, нет, ведь в каждый миг своего существования мы пребываем в удивительном пространстве, в котором эти миры пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Как это происходит? А вот смотрите.

Все мы очень разные. То, что радует одного, оставляет равнодушным другого, то, от чего один взорвется, другой воспримет спокойно и т. д. На первый взгляд, все определяется особенностями личности, особенностями Я каждого из нас. Это так, да не совсем. Потому что есть еще чисто физиологические свойства нашего организма, данные нам природой, – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции, которые задают нам наши реакции – их силу, продолжительность, последствия.

Скажем, два друга решили целый день заниматься ремонтом старенького мотоцикла. Один и через пять часов работы полон сил и энтузиазма и с осуждением смотрит на товарища, который уже двигается и вникает в технические подробности с видимым трудом. Первый в обиде: разве мне одному это нужно? Решили же вместе… Конечно.

Но есть такое свойство психики – утомляемость. И у одного она от природы низкая, а у другого, увы, высокая. Он так устроен. И лень здесь ни при чем.

Или другой пример: подруги поругались, был для этого повод. Незначительный, но все же. Одна вспылила и очень быстро успокоилась. Она уже готова говорить о другом. А вторая «завелась». По пятому разу она твердит одно и то же, никак не может успокоиться, забыть. Первая чувствует, как раздражение снова начинает накапливаться в ней, требуя быстрого и сильного выплеска эмоций. В чем дело? В воспитании? Во вредности второй подруги, неумении ее дружить? Скорее все гораздо проще. Разные типы нервной системы: гибкая и «застревающая». Плюсы и минусы есть у каждой, речь сейчас не об этом. Речь о том, что свойства внутреннего мира, наши действия, оценки, желания, существенно зависят от тех качеств, которые дарованы природой нашему телу. Порой кажется: я веду себя так, как считаю нужным (Я! Лично я!). А на самом деле это природные свойства тела задают нам наши реакции. Внешний мир вмешивается во внутренний.

Но есть и обратная связь. Внутренний мир – наши желания, устремления, чувства – определяет, в каком внешнем мире мы будем жить. Нет, дело не в магии. Не в том, что свойства внешнего мира меняются в соответствии с нашими представлениями о нем.

Во-первых, человек будет стараться организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям. Тот, кто очень любит общение и суету, быстрое течение жизни, не поедет жить в маленький поселок у края тайги. Тот, кому дороги покой и уединение, не выберет профессию журналиста. Питающий страсть к достатку в доме лучше сэкономит на билетах в театр, чем на красивой «финтифлюшке» для убранства комнаты. Стремящийся к духовному обогащению поступит наоборот.

Во-вторых, наш внутренний мир, состояние души влияет на то, как мы видим, воспринимаем внешний мир. Если для одних он юдоль земная и источник вечных проблем, то для других – расцвечен радостью, удивлением, жаждой познания.

Как вы думаете, пессимист и оптимист живут в одном мире или в разных?

Познание внутреннего мира

Мы уже говорили о том, что для постижения внешнего мира человек придумал множество способов. Прежде всего это наука. Биология и химия, физика и география занимаются познанием внешнего мира, разрабатывают основы тех технологий, с помощью которых человек изменяет его свойства (увы, часто поспешно и непродуманно). Но не только наука. Каждый из нас постигает окружающий мир, используя для этого замечательный инструмент – органы чувств.

Внутренний мир тоже доступен изучению. Но есть определенные трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит только одному человеку. Каждый из нас – обладатель собственного уникального внутреннего мира. Поэтому естественным образом он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нем другим, приоткрыть завесу своей тайны. Так поступают писатели, художники, композиторы, создавая свои творения, так поступают влюбленные, друзья и все те, кто чувствует близость своих душ, своих внутренних миров.

Итак, мы можем познавать свой внутренний мир, общаясь с самими собой. Мы можем постигать внутренний мир других людей (общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью) и благодаря этому раскрывать новые стороны своей собственной души. Но человеку разумному этого кажется мало. Ему нравится обобщать, выводить закономерности, постигать всеобщие законы. Поэтому были созданы особые науки, пытающиеся понять свойства внутреннего мира человека. Свойства, присущие большинству людей, и свойства редкие, почти уникальные. Среди этих наук особое место принадлежит психологии и философии. Философия пытается ответить на самые главные вопросы, волнующие человека и человечество: «Что есть человек?», «Каковы цели и смысл его существования?», «Каковы его роль и место в мире?». Вопросы, на которые пытается ответить наука психология, чуть проще: «Как устроена психика человека?», «Какими психологическими свойствами человек наделен?», «Чем все люди похожи и чем они отличаются друг от друга?», «Как мы думаем, чувствуем, действуем?».

Самое главное в человеке – то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить.

(Александр Мень )

Психологи проводят исследования, обобщают их данные, пытаются установить общие закономерности психологической жизни человека. Но все же научная психология – лишь один из путей познания собственного внутреннего мира, так же как естественные науки – лишь один из путей познания внешнего мира. Каждый человек – психолог своего собственного внутреннего мира. В постижении его свойств человеку могут помочь:

¦ психологические и философские науки;

¦ литература, искусство;

¦ открытое, доверительное общение с другими людьми;

¦ общение с самим собой, опыт собственной жизни.

Да, все эти знания, чужой и собственный опыт находятся в распоряжении того, кто решил открыть внутри себя целый мир, вторую Вселенную, скромно и коротко именуемую Я.

Какими источниками для познания собственной души сегодня пользуетесь вы?

Зачем познавать свой внутренний мир? Два образа жизни

А нужно ли вообще задумываться о своем внутреннем мире? Во-первых, многия знания – многия печали, как говаривал царь Соломон. А во-вторых, общеизвестна истина: самокопание до добра не доводит. Хорошо, коли там клад. А коли залежи, так сказать, естественных удобрений? И самому нюхать неприятно, а другим, которым сдуру открылся, – вообще тошно.

Психология – наука опасная и бесполезная. Опасная – по описанным только что причинам, а бесполезная – вот почему: узнать о себе человек может прекрасно и без нее. Ведь никто лучше самого человека его душу не знает. И не сумеет узнать, поскольку для постороннего она, как известно, потемки. Для нас – и только для нас! – открыты наши психические явления. И не надо туда лезть со специальными научными методами и инструментами, всякими психологическими штангенциркулями и прочими тестами. Нам-то самим эти самые явления без труда видны, а другому никакие приспособления не помогут. Верно это или нет?

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

(Козьма Прутков )

Неверно. Потому что непосредственность восприятия многих переживаний и психических явлений иллюзорна. Первым это показал великий австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?

Представляется, что ответ на этот вопрос можно найти внутри себя или в диалоге, общении с интересным, думающим собеседником. А в помощь вам предлагается следующее рассуждение.

Человек рождается, живет и умирает. Так устроен внешний мир. Человек обладает психикой, сознанием и свободой воли. Человек так устроен. Познаем ли мы законы жизни и собственного устройства или нет – от этого ничего не меняется. В том смысле, что внешний мир остается таким, какой он есть, и внутренний мир дан каждому из нас.

Но есть два способа жизни, которые возможны при таком мироустройстве. И нам дано право выбирать один из них.

Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первые – это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и… представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое – воздушное – пространство. Им оно недоступно, а подавляющему большинству – попросту неинтересно.

Но есть особая группа океанских жителей – летающие рыбы. Кто наградил их крыльями – Бог, судьба, собственное любопытство, – трудно сказать. Однако благодаря крыльям они могут выходить – пусть ненадолго! – в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах – это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства. Конечно, они вновь нырнут в воду и погрузятся в привычную суматоху. Но они умеют останавливаться. Они способны к рефлексии.

Первый способ жизни – это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я»… Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них. Утро, день, вечер… Радость, обида, разочарование, успокоение… Поел, попил, поучился, погулял, а завтра будет завтра. Все понятно. Жизнь течет, человек растет, изменяется, стареет. Ему ни к чему задумываться о том, почему именно так развивается его жизнь. Так получается, так складывается. Человек растворяется в природе, добывании хлеба насущного, в отношениях с другими людьми. Такая жизнь вполне может приносить умиротворение и чувство наполненности. И такой образ жизни явно не предполагает серьезного интереса к своему Я.

Другой способ жизни – жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и с самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем – анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем – свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей. Жизнь теряет плавность, в ней появляются взлеты и падения, временные остановки (для осмысления сделанного) и периоды бурного развития. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. Такая жизнь может приносить радость, чувство осмысленности бытия. И она основана на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.

Так надо ли постигать свой внутренний мир и почему?

Устройство внутреннего мира

Об этом – все последующие тематические блоки этой главы, все упражнения, разговоры и споры на уроках психологии. Как устроен внутренний мир? Сложно, красиво, удивительно тонко и гармонично. А как именно устроен внутренний мир – человека вообще и наш, личный, собственный?

Некоторые общие представления о том, как устроен внутренний мир человека, разработаны в философских и психологических теориях разных авторов. На их основе мы и построили эту книгу. Но главная ее задача не в том, чтобы рассказать вам об устройстве внутреннего мира абстрактного homo sapience. Ее задача – помочь вам раскрыть свой собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать. А наука психология, одноклассники и близкие люди, произведения искусства и ваш опыт исследования этого мира будут в этом помогать.

Пока человек существует, он будет себя открывать.

(Евгений Богат )

В чем может состоять их помощь? Ведь мы несколько раз повторили, что открытие внутреннего мира, его уникальных свойств – это личная работа каждого. Только я могу до конца понять свое Я. Но опыт других людей поможет увидеть разнообразие внутренних миров, найти их созвучие и различия. Науки о человеке дадут знание о тех общих закономерностях, на которых построен внутренний мир каждого. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным Я.

Каждый ли способен к познанию своего внутреннего мира? Всем ли это нужно?

Картина мира

Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Я – владелец внутреннего мира. При желании мы многое можем узнать о том, как устроено королевство нашего Я и как им грамотно управлять.

Благодаря работе внутреннего мира мы познаем внешний мир: с помощью разума постигаем закономерности его существования и развития, с помощью чувств наделяем его красками, насыщаем нашими личными отношениями и желаниями. У каждого из нас есть своя собственная картина окружающего мира (еще говорят – образ мира). Возникает и развивается личная картина мира благодаря различным источникам. Во-первых, благодаря той научной информации, которую мы приобретаем в школе, выуживаем из книг, телепередач и разговоров со знающими людьми. Физика и химия дают нам возможность понять основы мироустройства на молекулярном и атомном уровне; биология позволяет осмыслить законы живой природы; математика дает нам в руки инструмент для измерения свойств окружающего мира.

Во-вторых, личная картина мира формируется благодаря нашему личному опыту. Маленькому ребенку доступны для изучения его собственный дом и песочница во дворе. Именно информацией, полученной при их исследовании, он воспользуется для того, чтобы создать свою картину мира. Постепенно перед человеком открываются все большие и большие пространства: городской район или весь поселок, город, край, страна, континент, мир… Замечательно, если на уроке географии удалось посмотреть фильм про неизведанные леса в пойме реки Амазонки. Это, несомненно, пополнит нашу картину мира. Но если это удалось увидеть не на экране, а в жизни… В картине мира появится яркий, насыщенный экзотическими запахами и цветами фрагмент личной жизни.

В связи с этим третий источник создания собственного образа мира – чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. И вообще, она не имела бы никакого отношения лично к нам. Скажем, каждый из нас знает, что где-то в мире (а может быть, совсем рядом, в километре от дома) существует Тихий океан. Но для кого-то знание о нем – лишь абстрактная, блекло окрашенная точка на карте мира, для кого-то – часть личной биографии, элемент повседневности («да, каждую неделю я езжу с отцом на океан»), а для кого-то – яркая, всепоглощающая мечта. Для него само словосочетание «Тихий океан» вызывает множество чувств; с ним связаны грезы, сны, образы будущего. Возможно, что образ мира такого человека наполовину состоит из Тихого океана.

Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.

(Поль Анри Гольбах )

Итак, вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. Если мы учимся по одним учебникам и живем в схожих социальных условиях, наши картины мира будут близки. Но они все равно будут отличаться друг от друга! Каждый из нас, живя и развиваясь, создает свою вселенную.

Можно ли сказать, что есть «правильные» и «неправильные» картины мира?

Разговор со своим Я

Человек – удивительное явление, его жизнь протекает сразу в двух мирах: внешнем и внутреннем. Конечно, эти миры взаимосвязаны, но все же живут и развиваются они по своим собственным законам. Так, человек может жить в невероятно трудных, можно сказать – нечеловеческих, условиях (война, голод, природные катаклизмы), но при этом жить напряженной, яркой и богатой внутренней жизнью. И даже при этом ощущать себя счастливым. Жить, а не существовать. И наоборот, окружающий мир может быть прекрасен, он может благоволить и потакать человеческим желаниям, но сам человек внутренне будет пребывать в мире тоски и безмерной скуки, ощущать свое существование как жалкое, никчемное и бессмысленное.

Каждый из нас имеет свою картину внешнего мира. Точно так же у каждого из нас есть картина собственного внутреннего мира – образ Я. Тот факт, что картины обоих миров существуют у каждого из нас, вовсе не означает, что мы эти картины осознаем.

Постижение мира, закономерностей его существования и развития – задача, которую ставили и ставят перед собой множество людей. Они выбирают профессию исследователя, естествоиспытателя, ученого. А постижение внутреннего мира? Разве это менее интересно?

Люди, ставящие перед собой задачу понять, как устроен внутренний мир человека вообще, выбирают профессию психолога. Но чтобы изучать свой собственный внутренний мир, чтобы понять самого себя, не обязательно выбирать именно эту профессию. Просто надо научиться разговаривать со своим Я. Как мы строим отношения с окружающими нас людьми, так нужно построить и отношения с самим собой. Разговаривать с собой – это прежде всего осознавать себя. Свои мысли, эмоции, желания, способности.

Человек – это единственное земное существо, способное не только к внешнему ориентированию, но и к внутреннему.

(Виктор Кротов )

Помните фразу Сократа: «Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой»? Но для чего нужно осознавать себя? Что это даст человеку? Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

¦ узнать себя;

¦ оценить себя;

¦ изменить себя;

¦ принять себя.

Как узнать себя? Совет прост: наблюдать и анализировать. Общаетесь с человеком – наблюдайте за собой. Что вы чувствуете? Как реагируете на слова и действия другого человека? Какие мысли возникают? Наблюдайте за партнером по общению: как он реагирует на вас? Делаете какое-то дело – анализируйте, что делаете и как. Все ли получается? Как оценивают ваши успехи другие люди? Что вы сами чувствуете в процессе работы и по ее завершении? Делать выводы о себе можно, анализируя с помощью таких вопросов и давно прошедшие события. На чужом опыте не учатся. Это правда. Но тогда на полную катушку нужно использовать опыт собственный!

Открытие своего Я – одно из самых важных открытий в жизни человека. Осознание себя открывает перед нами возможность сделать свою жизнь и свои отношения с другими людьми более осмысленными, управляемыми. Кроме того, исследование своего внутреннего мира – увлекательнейшая задача. Уникальность исследования состоит в том, что совершить его может каждый человек только САМ.

Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто самим собою, тем глубже начинает понимать себя, – тем явнее проступают его самобытные черты.

(Валерий Брюсов )

Всегда ли совпадают мнения о вас близких вам людей? Способны ли вы предсказать возможные суждения о себе со стороны родителей, одноклассников, кого-то из знакомых вне школы?

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

(Стефан Цвейг )

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Глубины внутреннего мира

Когда наши предки пытались понять устройство окружающего мира, они опирались на доступные им приспособления познания. Прежде всего – на собственные глаза, на умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдаемого. А разве увидишь невооруженным глазом молекулы? Или космические тела? Звуковые волны? Вирусы? Описывая окружающий мир на основе данных непосредственного наблюдения, наши предшественники совершали множество мелких и крупных ошибок. Попытки исправить некоторые из них стоили жизни многим великим умам.

Наш внутренний мир столь же сложен, как и мир внешний. И далеко не все в нем доступно непосредственному самонаблюдению. По сути, самонаблюдению без каких-либо дополнительных усилий доступно то, что осознается человеком, а ведь есть еще неосознаваемая и бессознательная жизнь нашего Я. Итак, внутренний мир включает в себя как бы три уровня, три этажа:

¦ то, что осознается человеком;

¦ то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано;

¦ то, что происходит бессознательно.

Наша сознательная жизнь. Она очень богата. Каждое мгновение существования наполнено множеством осознаваемых нами явлений. Через органы восприятия поступают образы внешнего мира: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Они складываются в текущую (существующую в данный момент) картину мира, которую мы вполне осознаем. Мы понимаем свое внутреннее состояние, свои эмоции и переживания, свои мысли и желания. Конечно, какие-то состояния и явления мы осознаем отчетливее, какие-то осознаются несколько расплывчато, как бы не в фокусе. Хорошо осознается то, что в данный момент кажется наиболее значительным, важным (готовясь к старту, спортсмен допускает в сознание только то, что помогает ему настроиться, подготовиться). Или то, что обладает высокой интенсивностью: скажем, сильный раздражающий звук, головная или зубная боль, эмоция обиды на близкого человека.

Идущий к самому себе рискует встретиться с самим собой.

(Карл Густав Юнг )

В человеческом обществе очень ценится умение в нужные моменты ограничивать круг осознаваемых явлений для того, чтобы сконцентрироваться на каком-то деле. Это называется сосредоточенностью, погружением в деятельность. Но не менее ценно и обратное умение: способность жить с широко раскрытыми глазами, впитывать в себя множество различных образов, осознавать разнообразные явления внешнего и внутреннего мира. Неразвитость этой способности приводит к тому, что человек живет как будто во сне: погруженный в свои думы или зациклившийся на своих переживаниях, он мало что воспринимает и осознает в происходящем вокруг и внутри него.

Неосознаваемые процессы – это стереотипы, действующие в тех или иных ситуациях как бы за нас, на неосознаваемом уровне. Мы говорим в таких случаях: «сорвалось с языка автоматически», «вышло само собой», «сделал по привычке». Да, среди неосознаваемых процессов нашего внутреннего мира много таких, которые когда-то были выработаны нами сознательно, а затем стали привычкой, реакцией, доведенной до автоматизма. Так, умелый автомобилист в серьезной ситуации на дороге реагирует на неосознаваемом уровне. И если у него хорошие навыки вождения автомобиля, его автоматические реакции оказываются более быстрыми и правильными, чем сознательная оценка ситуации. В голове еще только мелькнул вопрос: «Что делать?», а руки уже выполнили нужный маневр.

А если то, что было доведено до автоматизма, стало неосознаваемой реакцией, не устраивает человека? Мешает общаться или успешно учиться? С этим можно справиться. Неосознаваемые процессы человек при желании может осознать и откорректировать. Для этого необходимо время, а также волевое усилие, работа ума, но подобное изменение вполне доступно каждому. И если кто-то в ответ на ваше возмущение по поводу нецензурной лексики говорит, что у него это вошло в привычку и он ничего не может с этим поделать, – не верьте. Неосознаваемые процессы внутреннего мира находятся под нашим контролем.

Бессознательная жизнь нашего Я. Потаенные глубины внутреннего мира существуют, в этом нет никаких сомнений. Их наличие подтверждают страхи и желания, которым нет объяснения, но которые сильнее нас. Об этом свидетельствует хорошо известное каждому состояние дежавю – удивительные всплески необъяснимой памяти, когда человек вдруг начинает говорить на давно умершем языке, обретает невиданные и несвойственные ему доселе способности. Это подтверждается верностью традициям поколений, любовью к мифам и сказкам древности.

Среди философов и психологов существуют самые различные представления о природе бессознательного и его значении в жизни человека. Приписываемая бессознательному роль кем-то возводится в абсолют, а кем-то весьма ограничивается.

Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки – устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Они возникли под воздействием внешних обстоятельств потому, что организму так было удобнее, легче приспособиться к этим обстоятельствам. Наше Я он об этом, что называется, не спрашивал. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и на нас влияет, но осознана быть не может. Мы просто так устроены.

По нашему мнению, в душевном аппарате человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из которых вторая обладает тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания; деятельность же первой инстанции бессознательна… На месте перехода от первой ко второй находится цензура, которая пропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает.

(Зигмунд Фрейд )

Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Каким-то образом культура, традиции, ценности и даже стиль жизни наших предков передаются нам по наследству и влияют на нас. Мы не осознаем этой памяти, лишены возможности сказать: «Я точно помню, что у нас в роду было принято… (то-то и то-то)». Но в каком-то сложном, пока мало понятном для нас виде память рода, культурная память существует в бессознательном нашего внутреннего мира.

Наконец, в бессознательном «живут» переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. И он вытеснил, переместил их в бессознательное. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру ХХ века Зигмунду Фрейду. «Вытеснение» – это его термин. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет мучительные переживания и воспоминания. Но избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека психические переживания – неврозы.

Основной путь избавления от таких недугов – осознание вытесненных переживаний, решение человеком своей психологической проблемы. Так или иначе, мы выходим на то, что «главный» уровень внутреннего мира – сознательный. Именно здесь разворачивается психическая жизнь человека, доступная его пониманию, контролю, оценке и изменению.

Что влияет на человеческую жизнь сильнее – сознательные решения или бессознательные влечения и реакции? Были ли в вашей жизни случаи, о которых вы можете уверенно сказать: да, здесь повлияло бессознательное?

Внутренний мир и его психологическое время

Окружающий мир существует в пространстве и времени. Внутренний мир – тоже. Пространство, в котором разворачивается жизнь нашего Я, мы рассмотрели. А время? Известно, что время в том трехмерном мире, в котором живет человечество, нельзя остановить, повернуть вспять или ускорить.

Распространяются ли эти законы на психологическое время человека? Конечно, нет, и каждый из нас об этом знает не понаслышке. Это известно каждому человеку из его личного опыта.

«Мы знаем – время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его», – писал С. Маршак. Психологическое время действительно растяжимо. Бывают минуты и дни особой психологической наполненности. Они пролетают быстро, но оставляют после себя замечательное чувство полноты и осмысленности существования. Бывают целые периоды в жизни, когда время тягостно тянется, оставляя после себя только чувство пустоты. Время невероятно растягивается в моменты ожидания.

Многие люди в зрелые и пожилые годы говорят о том, что время очень по-разному воспринимается в детстве, юности и взрослой жизни. Между 13–ю и 14–ю годами – целая эпоха, между 45–ю и 46–ю очень часто – мгновение, наполненное ежедневной суетой. Но это – не всеобщий психологический закон. Вокруг нас множество подростков, проживающих свои годы в однообразно-скучной повседневности, и множество пожилых и просто очень старых людей, живущих ярко, полноценно, осознающих каждый миг своего бытия.

Психологическое время не только течет по-другому. Оно еще умеет останавливаться, застревать и поворачивать вспять. Три важных понятия описывают психологическое время человека: «прошлое», «настоящее» и «будущее». Для всех нас каждое из этих понятий имеет разное личное значение, разное эмоциональное звучание. Прошлое, настоящее и будущее присутствуют в нашей жизни постоянно. Живя в настоящем, мы строим планы, связанные с будущим, и сверяем их с прошлым опытом. Однако психологически, субъективно, в каждый момент времени мы живем в одном из этих времен. Мы можем быть поглощены воспоминаниями, и тогда наша связь с настоящим ослабевает, а будущее вообще застилает туман. Мы можем жить в мечтах о том, чего пока нет, жить будущим, и тогда настоящее теряет свою собственную ценность, превращается в мостик, связывающий «вчера» и «завтра». И конечно же, мы можем жить в настоящем, относясь к прошлому с уважением и понимая, что от настоящего зависит наше «завтра».

Время есть деление. Время есть мысль… Если обсуждаются истинные ценности человечества, то прежде всего для обращения с ними нужно будет время, прекрасно наполненное.

(Николай Рерих )

Жить настоящим и жить сегодняшним, сиюминутным – это разные вещи. Человек, живущий сегодняшним днем («Однова живем!», «Завтра хоть потоп!»), психологически зачеркивает свои личные «вчера» и «завтра», не думает о последствиях совершаемых поступков, не строит свою жизнь, а плывет по течению. Человек, живущий настоящим, с уважением относится к каждой минуте своей жизни. Он понимает, что вся она состоит из кратких мгновений, которые мы либо наполняем, либо не наполняем смыслом существования.

САМОИССЛЕДОВАНИЕ

Кто я?

Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Однако мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу, если мы зададим себе нужные вопросы. Чтобы узнать о том, что представляет собой ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой я?»

Итак, какой (какая) я? Задайте себе этот вопрос и ниже, непосредственно в тексте, дайте на него 20 ответов (сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение вопроса будет как бы не про вас, чужим и непонятным, а при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!).

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, – автопортрет вашего Я. Поговорим о нем.

Образ Я человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «ученик», а также образные выражения – метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот». Их все, включая даже самые оригинальные, можно объединить в три группы: образ Я состоит из характеристик социального Я, физического Я и психологического Я.

Вернитесь к тексту тематического блока, в котором рассказывается о том, что такое социальное, физическое и психологическое Я, и прочитайте его еще раз. А теперь проанализируйте ваш собственный автопортрет. Сколько характеристик социального Я в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ на этот вопрос.

______________________________________________________________________________________

Отвечая на вопрос «Какой я?», вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т. д. Есть ли в вашем Я-образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они по преимуществу положительные. Сколько их, подсчитайте.

Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый… Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе?

Вернемся к списку из 20 характеристик Я и выполним еще одну процедуру. Она поможет нам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа Я может рассматриваться вами и как положительное, и как отрицательное качество. Каких качеств в вашем Я-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак «+» или «-». Важно, чтобы это была ваша, личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой.

Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных или отрицательных – больше в образе вашего Я?

Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.

У кого-то образ Я в целом окрашен позитивными эмоциями, он принимает свое Я (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего Я. Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.

Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ Я считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает «правильного» внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ Я, в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.

Владимир Высоцкий

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста -
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю!

ЛАБОРАТОРИЯ

Я, ценности и поступки

Эксперименты психологов показывают, что представление о своем Я определяет все наше поведение. При этом в образе Я особую роль играют наши личностные ценности. Психологи Марк Шнайдер и Ален Омото опросили в центре борьбы со СПИДом 116 добровольцев, почему те приняли решение помочь больным. 87 % сослались на связь этой работы с их ценностями. Как сообщают исследователи, многие из тех, кто помогал евреям во время Холокоста, объясняли свои поступки гуманистическими принципами и ценностями.

Зачем устраивать побег?

Психолог Курт Левин описал случаи из юридической практики, когда заключенные, которым сообщали о предстоящем досрочном освобождении из тюрьмы за хорошее поведение, совершали попытки к побегу за несколько дней до освобождения. По мнению российских ученых Е. Головахи и А. Кроника, такие нелогичные поступки связаны с тем, что после известия о скором освобождении в сознании заключенного формировалось множество новых актуальных связей и «освобождение» переживалось как происходящее «сейчас», то есть время предельно сжималось в переживании, и человек совершал несвоевременные действия.

ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ

Бессознательное и творчество

Часто мы даже не догадываемся о том, что на наше поведение оказывают влияние не только наши сознательные решения, но и бессознательные процессы. Самый яркий пример – человеческое творчество. В этой области бессознательное часто выступает как изумительный и неоценимый помощник человека. Иногда это происходит, когда человек спит… Это кажется невероятным, но творческие процессы часто происходят именно во сне. Менделеев, долго и безуспешно бившийся над своей периодической системой, увидел во сне таблицу, где химические элементы были расставлены как нужно. Именно во сне в виде змей, свернувшихся кольцами и сцепившихся хвостами, увидел другой химик – Кекуле – тщетно разыскиваемую формулу бензола. У Достоевского во сне родилась идея «Подростка», у Пушкина – идея «Пророка». План «Горя от ума» тоже пришел Грибоедову во сне.

Но, с другой стороны, ночные кошмары или приступы гнева, с которыми человек не в силах справиться, – это тоже дело рук бессознательного.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Иногда бывает так, что мы теряем веру в себя, нам кажется, что мы ничего не стоим, ни на что не годимся. В такие минуты можно использовать упражнение, предложенное Вирджинией Сатир. Для этого нужно, расслабившись, произнести следующий текст.

Декларация моей самоценности

Я – это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно!

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности – это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир – это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции – личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение – ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Гендерные различия душевной организации

Актуальной темой для обсуждения на сегодня является различие в построении внутреннего мира девушки и парня. Для женщин моральные ценности и мировоззрение партнёра играет куда более важную роль, нежели для мужчин. Сильный пол более ориентирован на восприятие внешних характеристик спутницы. Дамская душевная организация очень хрупка и нестабильна, независимо от того какими чертами характера она обладает. Для профилактики травм внутреннего мира, полученным вследствие конфликтов с мужчинами, женщинам следует помнить, что противоположный пол более поверхностно воспринимает нашу личность, поэтому всё происходящее не принимает так же «близко к сердцу» как и вы.

Главной проблемой внутреннего мира является то, что и до сегодня нам мало что известно о принципах его функционирования, так как инструментария для исследования мотивационно –волевой сферы нашей деятельности не существует. Возможно в будущем, такой аппарат будет изобретён, и мы сможем избавиться от нечестивых помыслов и негативных эмоций навсегда.