Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера. Иллюзия восприятия: проявления у человека Восприятие размера

Если вы хотите развлечься без особых затрат времени и других ресурсов, то вам необходим такой феномен, как иллюзия восприятия: ее проявления у человека могут поражать воображение даже скептически настроенных персонажей.

Однако часто привычные законы преобразуются во что-то необычное. Человек видит то, что, казалось бы, видеть не должен.

Однако, не стоит думать, что это следствие каких-то недоразумений и возможно отклонений или даже болезней. Конечно, и такое возможно, но все-таки не стоит сразу же пугаться, если вы видите какие-то непривычные ля себя вещи.

Довольно часто подобный эффект обусловлен особенностями конкретного изображения, на которое органы чувств и мозг человека реагируют определенным образом. И пусть в данном случае восприятие кажется нетипичным, его не следует считать каким-то отклонениям от нормы.

Та же психология и физиология вполне хорошо объясняет подобные вещи. И при чем это не голые предположения, а обоснованные научные данные и теории.

Если говорить в научных терминах, то одним из самых известных феноменов стала иллюзия Мюллера-Лайер а. Что же она собой представляет?

Мы видим две горизонтальные линии. Они имеют одинаковую длину, если измерить их с помощью линейки или любого другого доступного инструмента измерения.

Однако человеческий глаз почему-то видит их, как объекты разной длины. Благодаря чему это происходит?

Дело в том, что одна из линий снабжена раздваивающимся наконечником, а другая нет. И первая из них органы чувств представляют нашему мозгу как более длинную.

Возможен такой вариант феномена Мюллера-Лайера, когда линии рассматриваются как стрелы. Недаром же у обоих линий есть наконечник, только они являются разнонаправленными: в одном случае данный элемент направлен внутрь, а в другом — наружу.

Если говорить о научном объяснении данного фокуса, то для этих целей используют теорию смещения. Она также известна в качестве теории ошибочного сравнения.

Согласно данным исследований, считается, что основной эффект происходит из-за стрелы с наконечником, содержащим расходящиеся клинья. Из-за него основная линия удлиняется.

Значение сходящихся клиньев, которые, как логически можно предположить способствуют укорачиванию нарисованной рядом с ними линии, считается учеными не таким значительным.

Феномен в психологии

Как объясняет этот феномен психология? Начнем с определения, что подразумевается под понятием «иллюзия».

Итак, иллюзия представляет собой не что иное, как ложное или искаженное восприятие привычной действительности. С одной стороны, это совсем не опасно и вызывает только восторг, особенно у детей.

Однако, с другой стороны, все далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. При иллюзии вы воспринимаете мир совсем не так, каким он является в действительности.

Чем это чревато? Прежде всего, ложными выводами об окружающем мире. Ваши органы чувств свидетельствуют вам о наличии того, чего на самом деле нет.

Однако, если это не болезнь, то почему ваши органы чувств ваш обманывают? И обман ли это или все-таки что-то иное?

Чтобы это прояснить, выясним, что феноменом человеческого восприятия занимаются две основные науки: психология и физиология. И каждая из них обладает своим объяснением на происходящие странности.

Все причины, благодаря которым существуют иллюзии, также можно разделить на физические и психологические.

Попробуем привести условную классификацию подобных феноменов. Итак, существуют эффекты, различающиеся по органам чувств, благодаря которым они возникают:

  • зрительные;
  • вкусовые;
  • слуховые.

Наверное, чаще всего мы встречаемся с так называемыми зрительными или оптическими иллюзиями. Картинки с геометрическими фигурами, имитирующие движение или искажающее размеры и формы привычных предметов, стали очень популярны в интернете и в социальных сетях.

В психологии особенно занимается проблемами восприятия такое направление, как гештальтпсихология. К ней рекомендует обращаться такой представитель психологической науки, как И.Рок.

В гештальтпсихологии считается, что ошибочно иметь представление о мире, как о некой константе. Таким образом, любое явление может подвергаться сомнениям. В такой системе координат несложно принять возможность того, что нет ничего истинного, и эффекты на картинках в интернете только подтверждают подобную теорию.

Восприятие пространства

Оптические иллюзии касаются изменения восприятия пространства. В чем это может проявляться?

Искажения могут касаться следующих параметров:

  • размера;
  • глубины;
  • длины;
  • кривизны;
  • направления.

Примерами нарушения привычных суждений о глубине являются куб Неккера и лестница Шредера.

Смотря на картинку с лестницей Шредера, мы можем увидеть совершенно разные вещи. Кто-то действительно заметит на картинке лестницу, а кто-то подумает, что это ниша в стене. Возможны и такие варианты, когда зритель не увидит на рисунке ничего, кроме сложенного гармошкой кусочка бумаги.

Куб Неккера представляет собой обыкновенный куб. Однако он раскрашен двумя цветами: желтым и голубым. При этом желтого цвета на рисунке значительно больше. А голубой используется для окрашивания только одной грани.

Задача зрителя заключается в том, чтобы определить находится ли голубая грань куба впереди или сзади изображения. И правильным может быть и тот, и другой ответ.

В качестве искажений суждений о размерах объектов известны феномены Эббингауза, Болдуина, Ястрова, Зандера. Как мы видим, среди ученых, занимающихся данной проблематикой присутствуют как зарубежные, так и отечественные специалисты.

Интересно, что подобными проблемами человечество занимается уже давно. Например, феномен Ястрова был открыт еще в 1891 году, Эббингауза — в 1902 году, а параллелограм Зандера — в 1926 году.

А в настоящее время эта проблематика активно изучается на психологическом факультете Московского государственного университета. На официальном сайте данного учебного заведения вы найдете подробные описаний многих подобных артефактов.

Парейдолические иллюзии

Среди оптических искажений органов чувств существуют различные виды. И здесь известен такой сложный, на первый взгляд, термин, как парейдолии.

Однако этот термин в сущности не скрывает за собой ничего сложного. Фактически это просто иллюзорное восприятие реального объекта.

В данном случае это никак не относятся к рассмотренным выше искажениям в работе органов чувств, меняющим привычное восприятие размеров и глубины объектов, созданных на специальных картинках, придуманных человеческим разумом и сделанных руками.

Здесь речь идет именно о реальных объектах, которые присутствуют в окружающем мире. И в этом основное отличие парейдолий от всех остальных рассмотренных выше феноменов.

Конечно же, суждение о целом объекте зависит от мелких деталей, из которых он состоит. И здесь принцип работы наших органов чувств и мозга, обрабатывающего поступающие от них сигналы, ничем не отличается по сути от того, что происходит, когда мы рассматриваем рисунки в интернете.

И стоит учитывать, что речь здесь идет не только о природных объектах. Могут рассматриваться в качестве парейдолий и : главное, чтобы они существовали в реальном мире.

В качестве парейдолий могут рассматриваться и искажения на фотографиях. Например, когда речь идет о космических снимках, многие люди видят там признаки присутствия внеземных цивилизаций.

Например, речь может идти о причудливом узоре на обоях. Если говорить об объектах живой природы, то здесь можно упомянуть необычных животных или даже человека.

Феномен парейдолий был открыт и описан теми людьми, которые обладают признанным значением в официальной науке. Их имена: Карл Ясперс и Карл Калбаум.

Первопроходцем был Калбаум, который описал явление еще в 1866 году. Ясперс работал над данной проблематикой чуть позже и представил результаты своей деятельности только в начале следующего века, а точнее в 1913 году.

Что такое иллюзии восприятия?

Иллюзии восприятия — не соответствующие действительности варианты того, как мы видим, слышим и ощущаем окружающий нас мир. Хотя можно ли с уверенностью говорить о том, какова на самом деле действительность, ведь мы видим ее ровно в той степени, что позволяет нам наше зрение, слышим только те звуки, что способны воспринять человеческие уши. Аромат цветов и вкус еды — для каждого они индивидуальны. Свойства предметов будут отличаться в зависимости от того, кто их осязает. На самом деле наше представление о внешнем мире является всего лишь набором электро-биохимических сигналов, поступающих от органов чувств по нервной системе в мозг. Там они перерабатываются нейронами и становятся тем, что мы называем чувствами, мыслями, ощущениями.

В такой науке, как психология, описан процесс сознательного восприятия ранее известного чувственного впечатления, результатом которого становится ясность и отчетливость в понимании отдельных элементов. Он называется апперцепция и характеризуется переходом от вынужденного восприятия к познаванию действительности. Другими словами, различные люди, увидев или ощутив одно и то же, могут воспринять это абсолютно по-разному. На апперцепцию влияют способ мышления, цели, мотивы, текущая деятельность субъекта, экстремальный опыт, творческий потенциал, кроме того, она обусловлена другими личностными особенностями. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок и взрослый почти все будут воспринимать в разной форме. Этим же объясняется различие в видении окружающего мира между мужчинами и женщинами. Воспринимаемый поток информации будет более одинаково понят разными личностями, если схожа их индивидуальная характеристика друг с другом.

Оптические иллюзии

Искажение восприятия пространства происходит в различных модальностях, но чаще всего случаются иллюзии зрительного восприятия. Обусловливающий фактор для первого типа таких иллюзий — определенные физические условия, искажение предметов происходит при восприятии их, к примеру, через воду или посредством призмы. Сумерки часто искажают восприятие. Это объясняется тем, что при снижении уровня освещения зрение перестраивается с колбочкового к палочковому, то есть в большей степени настраивается на чувствительное световое, а не цветное восприятие. В момент перехода зрение наиболее уязвимо, это становится причиной так называемых автомобильных аварий по невнимательности, чаще всего регистрируемых именно в сумеречное время.

Другой фактор, формирующий второй тип оптических иллюзий, — психологический. Так Луна, находящаяся низко над горизонтом, будет казаться существенно больше, чем в момент расположения высоко в небе. Подобное впечатление создается вследствие заполненности пространства между горизонтом и наблюдателем в отличие от безмерной пустоты между смотрящим и Луной в зените. Убедиться в равном размере можно при помощи монетки на вытянутой руке. Сравнивая одним глазом, вы убедитесь в иллюзорности данного явления. Оно пропадет и в том случае, если смотреть на Луну без окружающих предметов посредством свернутого в трубку листа бумаги.

Виды зрительных иллюзий

Иллюзии зрительного восприятия окружают нас повсюду и ежедневно в обычной жизни. Все предметы, которые удаляются к горизонту, будут уменьшаться на сетчатке глаза своими линейными размерами. Далеко находящиеся одинаковые по своей высоте телеграфные столбы меньше, чем те, что стоят вблизи. Параллельные рельсы железной дороги вдали визуально сходятся. Продолжать список можно бесконечно. На данный момент в психологии не существует единой классификации иллюзий восприятия. Существующее деление условно.

Иллюзии ложного восприятия физических параметров

Иллюзии, в которых какой-либо элемент изменяет свои параметры, но искажение легко устранить при помощи измерительных приборов:

  1. Иллюзия восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными. Примерами служат иллюзия Мюллера-Лайера с горизонтальными отрезками или круги Эббингауза, один из которых находится среди других кругов меньшего размера, второй среди кругов большего размера. Из-за этого они кажутся разными по диаметру, но на самом деле это не так. Существует помещение, спроектированное Адельбертом Эймсом в 1946 году и представляющее собой по форме трапецию. Одна стена расположена под острым углом в дальней от наблюдателя части помещения, образуя тупой угол вблизи. Комната кажется обычной за счет изначально искаженных шахматных клеток, декорирующих ее пространство и визуально делающих стены с потолком перпендикулярными. Наличие одинаковых предметов в остром и тупом угле комнаты создает обман, что ближний объект в разы больше дальнего.
  2. Зрительные иллюзии с эффектом искажения или искривления. Самый известный пример — так называемая «Cafe Wall illusion», впервые замеченная Джеймсом Фрэзером в 1908 году на стенах одного бристольского кафе. Блоки контрастного цвета смещены относительно друг друга, что создает впечатление сужения и расширения параллельных линий, которые, как известно, никогда не пересекаются. С применением этого эффекта украшен фасад огромного здания Диджитал Харбор Порт в Мельбурне.
  3. Иллюзия восприятия цвета. Различный фон и контраст оказывают влияние на восприятие, искажая правильность цвета. Широко известна картинка, на которой цилиндр, расположенный на шахматной доске, отбрасывает тень. При сравнении кажется, что клетка в тени более светлая, чем другая, находящаяся на свету. На самом деле это происходит потому, что мозг автоматически пытается компенсировать тень, определяя первоначальный цвет. Другая нашумевшая фотография изображает платье, для одних людей одно сине-черное, для других — бело-золотое. В сети развернулись нешуточные споры, где же истина. Они закончились, когда магазин, продающий платье, подтвердил, что оно все-таки сшито из тканей темных оттенков. Хотя для кого-то оно по-прежнему видится бело-золотым. Еще один эксперимент заключается в постановке освещения специальным способом, примерно на расстоянии в 20 см. Вертикально поставленный между лампами предмет проявит свою тень на белом экране. После чего на лампы одеваются специальные светофильтры разных ярких оттенков, они тоже отразятся на экране, но снимая один цветной фильтр, на экране наблюдатель все равно увидит его цвет.
  4. Иллюзии восприятия глубины. Поверхности могут быть выпуклыми и вогнутыми одновременно, в зависимости от фокусировки взгляда меняются свойства предметов. Проводятся целые презентации таких иллюзий восприятия, площади и улицы больших городов по всему миру украшены подобными 3d-рисунками, в которых ошибки в восприятии глубины играют ключевую роль.

Образные иллюзии

Зачастую сочетают в себе различные образы, разглядеть которые можно при определенных параметрах. Можно выделить следующие группы:

  1. Картинки-перевертыши. Изображение зависит от того, как вы расположите его в пространстве. Чаще всего необходимо перевернуть рисунок с ног на голову, чтобы увидеть нечто совсем другое, иногда бывает достаточно поворота на 90º. Примеры: изображение французского солдата после переворачивания превращается в лошадь, огромная ворона — в плавающего рыбака. Данный эффект часто обыгрывается юмористически при помощи забавных надписей, в то время как на рисунках студент трансформируется в преподавателя, молодая девушка — в старуху, а иногда и вовсе в мужчину.
  2. Эффект ложного движения. Чаще всего представлен рисунками с кругами, которые движутся подобно часовому механизму. Свойства восприятия в некоторых узорах передают ощущение пульсации, подрагивания или волны, пробегающей по изображению. Можно ощутить, что движешься внутрь картины, словно по коридору, но стоит сосредоточить свое внимание в центре изображения, и статичность возвращается вновь.
  3. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Расположение линий выполнено таким образом, что мозг сам дорисовывает несуществующие элементы. С первого взгляда рисунок можно увидеть как самый обыкновенный, но детальное рассмотрение создает два противоречивых восприятия, в которых почти невозможно уловить признак, позволяющий определить, где фон, а где сама фигура. Знаменитый слон с непонятным количеством ног или пропадающий после смены верхних половин изображений футбольной команды игрок приводят многих людей в недоумение.
  4. Следящий взгляд. С любого угла просмотра будет казаться, что человек с изображения смотрит прямо в глаза. Использовать такой эффект художникам часто приходилось при создании призывных и мотивирующих плакатов в советское время.

Иллюзии, зависящие от конкретного наблюдателя

Индивидуальные особенности в некоторых случаях играют ключевую роль. В то время как один человек видит иллюзию, второй может вообще не понимать, о чем идет речь. Либо два субъекта, смотрящие на объект, могут увидеть совершенно разные вещи. Обычно обозначают следующие группы:

  1. Двойственные изображения. В зависимости от мыслительного процесса и сосредоточения можно увидеть то или иное изображение. Очень популярный пример — иллюзия Ястрова, на которой изображен заяц и одновременно утка.
  2. Иллюзии соотношения фигуры и фона, при которых сам фон может выступать еще и в качестве объекта. Самые известные примеры — это различные воплощения вазы Рубина. А всего лишь на одном черно-белом портрете Авраама Линкольна можно разглядеть сразу множество предметов одновременно: волк, лошадь, улитка, мышь, птица, молящийся человек, клоун и рыба.
  3. Стерео-картинки. Для многих они остаются не доступными для восприятия, кто-то начинает их видеть после долгих тренировок и бесконечных попыток, а есть и такие, кому такие визуализации даются очень легко. По уровням они бывают разными, самые простые — это стерео-пары. Существуют также SIRDS-картинки от single image random dot stereograms, поражающие своей масштабностью и фантазийностью. Они создаются при помощи специальных компьютерных программ. Просматривать подобные изображения полезно как для тренировки глазных мышц, так и для развития воображения.
  4. Парейдолия, характеризующаяся формированием иллюзорного образа из отдельных элементов реального. Каждый человек хоть раз в жизни рассматривал облака и угадывал в них образы причудливых животных. Парейдолию можно увидеть на обоях, ковре, столе, сформировать ее из трещин на потолке или пятен на ткани. Широкую известность приобрел снимок пожара в здании Центра международной торговли 2001 года. На нем многие журналисты и читатели газет увидели лицо дьявола, хотя запечатлены фотографом были клубы дыма.
  5. Иллюзии распознания образов проявляются в ситуации, когда человек, глядя на изображение, видит только одну общую картину, но если ему подсказать, что нужно искать, то воображение сразу начинает работать по другому. Увидев пейзаж, можно наслаждаться реками, лесами и животными, но, узнав, что ветви деревьев образуют лица, вы обязательно обнаружите и их. Практика показывает, что так же работают и двойственные изображения: смотрящий только и видит утку, но стоит ему подсказать об одновременном изображении зайца, картина сразу становится полнее.
  6. Иллюзия вращения. В то время как одна часть людей видит вращение объекта в правую сторону, другая наблюдает тот же самый эффект, но в противоположном направлении. Единицы видят сразу оба направления и даже могут его сознательно изменять в другую сторону. Силуэт крутящейся у всех по-разному девушки долго не давал покоя интернет-пространству.

Многие оптические обманы трудно классифицировать, так как они относятся сразу к нескольким группам: глубина с эффектом движения внутрь или же изменения цвета одновременно с размером. Возможно, когда удастся изучить их лучше, появится четкое разделение, основанное на объяснении того, почему появляется то или иное искажение.

Оптические эффекты

Иллюзии восприятия не обусловлены темпераментом воспринимающего, его характером, возрастом. Существуют и мало исследованные учеными эффекты. Один из таких — иррадиация. Это явление, при котором трехмерные объекты или же плоские фигуры на контрастном фоне видятся человеку в ином размере. Иначе говорят просто, что это обман зрения. Так, например, черный квадрат на белом фоне будет казаться меньше, чем белый квадрат на черном, хотя если просчитать их площадь при помощи измерительных инструментов, то станет очевидным равенство в размерах. Иррадиация доказана лишь практически на конкретных многочисленных опытах, но уровень современных медицинских аппаратов и методов изучения не позволяют объяснить ее с физиологической стороны.

Иллюзии восприятия зависят от таких составляющих, как особенности строения глаза, специфики процесса кодирования и декодирования информации, но почему воздействие на мозг происходит тем или иным способом, по-прежнему остается загадкой. При запечатлении на сетчатке глаза одного объекта и переносе его свойств на другой, возникает оптический эффект последействия. После разглядывания иллюзии Мак-Кея возникает последействие, описываемое испытуемыми как движение зерен риса. Концентрация внимания на черно-белых картинках при переводе взгляда на чистое белое пространство (стена, потолок, лист бумаги) помогает сформировать легко узнаваемые образы того, кто был изображен, наподобие негатива.

Существует эффект перцептивной готовности. Большинство людей способны бегло читать тексты без запинок, даже если во всех словах будет изменен порядок букв, исключая первую и последнюю. А все потому, что мозгу трудно увидеть то, что он не ожидает. Хотя важно отметить, что для детей этот эффект работает в меньшей степени. Когда ребенок только учится читать, то уделяет внимание каждой букве по отдельности, со временем мозг запоминает целые слова, и во время чтения взрослый человек распознает их как цельный образ, быстро проскальзывая взглядом от первой к последней букве. Почти всем трудно назвать цвет шрифта слова, которое обозначает какой-либо оттенок при несовпадении значения. Регулярно выполняя такое упражнение, можно неплохо тренировать свое мышление, правда вскоре задача станет совсем легкой, потому что мозг очень быстро адаптируется под определенные задачи.

Другие иллюзии восприятия

С одной стороны, ошибки в зрительном восприятии характерны для большинства людей, а значит, механизм восприятия работает у всех одинаково, более того, одинаково ошибочно. С другой стороны, степень ошибочности у всех разная, это говорит о субъективности и относительности зрительных ощущений. Обман зрения связан с особыми свойствами различных анализаторов (глазной сетчаткой, рефлексами нервов), но все-таки главная причина возникновения иллюзий заключается не в оптическом несовершенстве глаза, а в ложном переосмысливании мозгом полученной информации. Стоит провести простейшие сравнительные измерения, и обман зрения становится очевидным.

Мозг ошибается не только зрительно. Сидя в остановленном поезде, трудно сразу понять, какой из составов начал двигаться: тот, в котором сидит сам наблюдатель, или соседний. Мозгу нужны дополнительные данные в виде окружающих предметов на земле. После длительного плавания на судне людей еще долго покачивает на твердой поверхности, словно они попали в качку. Предмет меньшего объема при равном весе с другим будет воспринят мозгом как более тяжелый. После соленого усиливается кислый вкус, а после сладкого — соленый.

Даже чувствительные для человека диапазоны восприятия реальности передают мозгу информацию в том виде, в котором он не всегда может понять ее корректно. Что уж говорить про данные, лежащие за пределами наших физических способностей к восприятию. Все, что мы знаем об окружающем мире как факт, это лишь то, что природа, создавая человека, позволила ему узнать. Объективная реальность только в нашей голове, но чтобы постигнуть ее, придется еще многое изучить в сложном процессе работы уникальнейшего механизма — человеческого мозга.

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзия Понцо - оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо (1882-1960) в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Некоторые исследователи [кто? ] полагают, что лунная иллюзия является примером иллюзии Понцо , в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что Луна больше, чем она есть на самом деле.

Данный тип зрительных иллюзий также возникает при использовании устройства сенсорного замещения. Однако для его восприятия необходимо наличие подобного визуального опыта, поскольку люди с врождённой слепотой не чувствительны к нему.

Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. В этом случае можно было бы предположить, что мы будем воспринимать палку и шест как равные по величине предметы. Однако на практике этого не происходит. Мы отчетливо видим, что шест намного длиннее палки. Восприятие величины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она есть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величины значительно повышается когда мы видим знакомые предметы.

Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста. Другой пример -- восприятие геометрических фигур. Круг среди больших кругов кажется значительно меньше, чем круг такого же диаметра, находящийся среди кругов значительно меньшего размера. Подобное искажение восприятия, вызванное условиями восприятия, принято называть иллюзией. На восприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет. Так, например, две совершенно равные диагонали двух параллелепипедов воспринимаются разными по длине, если одна из них находится в меньшем, а другая -- в большем параллелепипеде. Здесь имеет место иллюзия, вызванная перенесением свойства целого на его отдельные части. На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных. Кроме того, на восприятие величины предмета оказывает влияние цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Объемные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.

Курсовая работа

Работу выполнил: Карпов С.И.

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Санкт-Петербург, 2007

Введение

Человек – открытая биологическая система, активно взаимодействующая с окружающей средой. Для любой открытой системы характерно три потока обмена с окружающей средой: обмен энергией, обмен веществами, и, наконец, обмен информацией. Для последнего основополагающим являются сенсорные системы – анализаторы. Они обеспечивают восприятие, анализ, трансформацию информации, поступающую из окружающей и внутренней сред в виде энергий различной модальности. Для человека основным источником сенсорной информации (до 90%) является восприятие электромагнитных излучений в диапазоне от 400 до 700 нм, основывающееся на функционировании зрительной системы – сложной многоуровневой структуры. Последняя состоит из периферического отдела (глаз), проводящего пути и центрального звена. Физиология данной системы во многом еще не изучена, так как помимо передачи импульсов осуществляется их трансформация и коррекция, сопоставление с образами, хранящимися в памяти человека, анализ и преобразование в образ. Такая организация перцептивных процессов и определенные черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире в течении наше жизни, обеспечивают нам непротиворечивое и пластичное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, – когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно воспринимаем/интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь идет в основном о двусмысленных образах, которые могут вызывать два противоречивых восприятия. Во втором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины, которые, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии. При этом важно подчеркнуть, что обманы зрения основываются не на каких-либо особенных свойствах объекта, а на неправильном, субъективном его распознавании нашими органами чувств. Так же важно отличать иллюзии от галлюцинаций, так как последние являются дисфункциями нашего мозга – образами несуществующих объектов, а иллюзии – это искаженные образы действительности, возникающие в процессе зрительного восприятия.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что зрительное восприятие, несмотря на всю его универсальность, не достаточно полно и объективно дает представление об окружающем нас мире.

Изучение иллюзий зрения важно как в теоретическом (уточнение физиологии сенсорных механизмов, научные основы конструирования технических аналогов зрительной системы) и практическом плане (например, создание мер по устранению параллактических искажений при регистрации быстропротекающих процессов, различных ошибок при изучении движения предмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях и др.). Учет законов иллюзорного восприятия необходим различного рода прямых наблюдениях и оценках, а также в практике архитектуры и внешнего оформления изделий, искусстве.

3. Зрительные иллюзии Определение Иллюзии

(лат. illusio, от illudo - обманываю, насмехаюсь, разыгрываю), неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия. И. представляют собой по преимуществу неосознанное и не поддающееся произвольной коррекции явление.

Классификация

В принципе универсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условно обманы зрения можно разделить по следующим критериям:

По природе возникновения:

Физической природы.

Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок восприятия, связанных с обманчивыми проявлениями свойств предметов или действий, связанные главным образом с оптическими явлениями (например, „ломанная“ ложка в стакане чая).

Физиологической природы

а) искажения оптической системой глаза

Те же иллюзии физисеской природы, но уже в пределах глазного яблока.

б) искажения сенсорной и проводящей системами глаза

Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок сопоставления и сравнения, обусловленными физиологическими особенностями нормально функционирующих сенсорных систем.

Психологической природы

В психиатрической практике выделяют:

Иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.

Иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.

Иллюзии органические - дисморфопсии, метаморфопсии.

Иллюзии пика - входят в Пика синдром

Иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти иллюзии являются признаком формирования галлюцинаций и бреда.

Иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы иллюзии объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. иллюзииу. используются как один из методических приемов для исследования установки.

Иллюзии функциональные - парейдолии.

Иллюзии эпилептические - нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают иллюзии эпилептические перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены "уже виденного", "уже слышанного", "уже пережитого" или, наоборот, "никогда не виденного", "никогда не слышанного", "никогда не пережитого"). К этой группе относятся иллюзии эпилептические бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.

По общим признакам:

Зрительные искажения

Двойственные изображения

Иллюзии восприятия размера

Соотношение фигуры и фона

Иллюзии цвета и контраста

Кажущиеся фигуры

Стерео-иллюзии

Эффект последействия

Иллюзии восприятия глубины

Иллюзии движения

Невозможные фигуры

Эффект перцептивной готовности

Перевёрнутые картинки

Распознавание образов

Парейдолические иллюзии

Иллюзии лица (следящие картины, перевенутые портреты)

Рисунки, вызывающие неприятные ощущения

Физиология иллюзий искажения

Зрительные искажения

Некоторые простые рисунки мы видим искаженными. Эти искажения могут быть довольно большими. Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. В сущности, все мы видим эти искажения, причем в одном и том же направлении в каждом подобном рисунке. Обнаружено, что то же явление наблюдается и у животных. Это показано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать, скажем, более длинную из двух линий. Затем под влиянием иллюзии животные будут выбирать линию, кажущуюся длиннее и нам, хотя фактически она той же самой длины, что и сравниваемая с ней линия. Этот результат был получен у голубей и у рыб. Все это говорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе этих иллюзий.

Для объяснения этого явления выдвигалось много теорий, однако большинство из них легко можно опровергнуть экспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные. Прежде всего мы коротко остановимся на различных теориях, от которых можно с уверенностью отказаться, после чего попытаемся изложить более адекватные теории. Но сначала нам следует испытать на себе некоторые иллюзии. Рисунки 9,4-9,6 демонстрируют многие из наиболее известных иллюзий. Они носят имена открывших их исследователей, главным образом, психологов, работавших в Германии в прошлом столетии,- однако удобнее было бы дать некоторым из них описательные названия. Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера, изображенные на рис. 9,4. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеет наконечники с расходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.

Второй пример также хорошо известен, и специалисты называют его фигурой Поицо. Он состоит всего из четырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но сходящихся, и между ними двух других, равных по длине и параллельных (см. рис. 9,5). Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаковой длины.

Рис. 9,6 показывает два варианта рисунка Геринга.

Наконец, мы имеем рисунки, на которых квадрат и круг искривляются на фоне круговых или скрещивающихся линий (рис. 9,7).

Иллюзии можно подразделить на две группы: одни - это искажения, вызываемые фоном определенного рода (например, иллюзия веера), другие - это искажения самой фигуры (например, иллюзия стрелы), без фона. Эти самостоятельные искажения наиболее ясно показаны на рис. 9,8, на котором изображены наконечники стрел без древков: наконечники смещаются сами по себе, хотя на рисунке нет иных линий. С другой стороны, при иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себе воспринимаются без искажения, однако любая фигура, наложенная на них, искажается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами не искажаются.

На протяжении последних ста лет психологи пытались объяснить эти иллюзии, однако только в настоящее время мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушают работу зрительной системы.

Рис. 9,5. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей Рис. 9,5. Иллюзия Мюллера-Лайера, или иллюзия стрелы

Рис. 9,6. Рисунок Геринга, или иллюзия веера Рис. 9,7. Влияние фона, вызывающее искажение фигуры

Рис. 9,8- Наконечники стрел Мюллер-Лайера без древков.

Схема переноса кислорода гемоглобином. Hb - гемоглобин hb+o2 hbo2 hbo2 hb+o2 hbco2 hb + CO2 hb + CO2 hbco2. Подумайте! Урок биологии, 8 класс. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Молекула гемоглобина. Цель урока: Плазма; Сыворотка; Тромб; Фибрин; Фибриноген; Фагоцитоз; Свертывание крови; Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ. Тема урока:

«Первоцветы» - Зачем первоцветы так рано цветут весной? Цель исследования. Сроки зацветания ветреницы дубравной происходит на 1 – 12 году жизни в апреле – мае. Особенная примета ранней весны- ранневесеннее зацветание подснежников. Цветок одиночный, околоцветник белый, из 6 красноватых снаружи листочков. Вывод: в среднем в окрестностях д. Архипята ветреница дубравная зацветает 20 апреля.

«Пищеварительная система организма» - В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. Является производным задней кишки. Условно выделяют три отдела пищеварительной системы. Состав пищеварительной системы. Передний отдел включает органы ротовой полости, глотку и пищевод. Функции пищеварительной системы. Передний отдел пищеварительной системы. Жиры. Органы пищеварительной системы. Пищеварение и пищеварительная система. Пищеварение.

«Биология 8 класс Пищеварение» - Желудочный сок. Производственные помещения. рефлекторная дуга БАВ пищи слизистая оболочка. Действие желудочного сока. Система управления. Внутреннее строение желудка. Производственный процесс. Квалифицированные кадры. Человек. 8 класс». Производственное оборудование. 37-39о, hcl. ПИЩЕВЫЕ пищеварение ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА. Безусловные рефлексы кровь Условные. М.: Дрофа, 2005 г.), заполните таблицу.

«Органы рыб» - Вопросы для повторения. Как проходит и изменяется пища в организме рыбы? Органы кровообращения. Объясните, почему рыба, вынутая из воды гибнет. Органы пищеварения рыбы. Питание, дыхание, кровообращение рыб. Из каких камер состоит двухкамерное сердце рыб? Биология, 8 класс. Как и чем питаются рыбы? Органы дыхания.

«Значение витаминов» - Значение витамина С Участвуют в окислительно - восстановительных процессах. Участвуют в кроветворения. Значение витаминов группы В Участвуют в работе окислительных ферментов. Основное содержание Что такое витамины? Предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны и другие важные органоиды клетки. Участвуют в важнейших процессах синтеза и распада веществ. Какие витамины существуют? Витамины. Цель работы: выяснить, зачем нужны витамины. Участвуют в обмене аминокислот.