Доходы расходы по видам транспорта. II. Доходы от обычных видов деятельности внутреннего водного транспорта. Смотреть что такое "Доходы транспорта" в других словарях

Транспорт, как отрасль экономики, включает:

железнодорожный;

автомобильный;

нефтепроводный;

воздушный.

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

Продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;

Цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

В качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;

Продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;

Транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;

В составе средств производства на транспорте нет сырья;

Характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.

Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

Погрузка грузов в подвижной состав;

Перемещение между пунктами отправления и назначения;

Выгрузка в пункте назначения.

Каждый из этапов слагается из ряда операций.

Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава.

При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товаро-распорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.

Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.

Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.

Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта.

Железнодорожный транспорт:

Занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;

Регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;

Высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;

Невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.

Автомобильный транспорт:

Более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;

Дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;

Требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;

Отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.

Речной транспорт:

Невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;

Невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;

Недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;

Используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);

Эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.

Морской транспорт:

Дает возможность обеспечить массовые межконтинентальные перевозки грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;

Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;

Меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.

Нефтепроводный транспорт:

Самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;

Наименьшие капитальные вложения по сравнению с другими видами транспорта;

Большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).

Воздушный транспорт:

Большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;

Наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;

Используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.

Особенности планирования себестоимости предприятий транспорта

Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.

К снижению себестоимости приводит:

Использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;

Автоматизация и электрификация железных дорог;

Улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;

Механизация погрузочно-разгрузочных работ;

Внедрение передовых методов организации перевозок и труда.

Основными показателями себестоимости перевозок являются:

Общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;

Экономия от снижения себестоимости;

Себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

На морском и речном транспорте - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;

На воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;

На автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;

На трубопроводном - потери газа и нефти в газонефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

Исходные данные, содержащиеся в расчете плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;

Оценка экономической эффективности, достигнутой в результате совершенствования организации транспортной работы;

Анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.

Прибыль от основной деятельности транспорта

Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:

От перевозок;

Выполнения погрузочно-разгрузочных операций;

Экспедирования и прочих работ и услуг.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.

В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перeвозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.

Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:

Фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;

Регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;

Договорные тарифы устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов);

Свободные тарифы устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций.

Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.

Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

Планирование доходов и расходов транспорта

Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;

Расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

В финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;

В финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

Нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;

В составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: "Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", "Расчеты в порядке плановых платежей", "Доходы будущих отчетных периодов";

На предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом составляется план инвалютных поступлений и платежей.

Грузоперевозки представляют собой одну из наиболее перспективных разновидностей деятельности. Практически все категории населения крупных мегаполисов, небольших городов, отдаленных деревень и других селений пользуются услугами, предоставляемыми различными транспортными компаниями, а также частными лицами, для перевозки грузов или вещей по разным направлениям. Именно поэтому начинающий предприниматель должен подробно рассмотреть приблизительный бизнес план грузоперевозки, чтобы самостоятельно оценить все его преимущества.

Сегодня грузоперевозки высоко востребованы на территории Российской Федерации, поэтому число организаций, которые предлагают свои услуги в данной сфере, постоянно увеличивается. Если бизнесмен решит занять свое место, ему потребуется организовать свою работу так, чтобы он имел возможность предложить своим клиентам условия более выгодные, чем у конкурентов. Иначе прибыльность бизнеса будет низкой.

Мужчина-предприниматель может смело приступать к созданию собственного дела в сфере грузоперевозок, если у него есть водительские права с открытой категорией «С» и «В».

С чего начать бизнес грузоперевозки?

Сразу стоит понять, что дело это весьма затратное, трудоемкое и хлопотное. Первое, что необходимо будет сделать бизнесмену, это обзавестись собственным транспортом. Когда бюджет ограничен, лучше всего купить транспортное средство типа «Газели» либо что-то подобное. Такой вариант отлично подойдет для первого времени.

Перед тем как составить бизнес план компании грузоперевозки, следует понять саму суть работы. Поставщик услуги заключает специальный договор в письменном виде с заказчиком. Далее все предоставленные вещи и грузы, которые необходимо транспортировать, нужно упаковать. Также стоит отметить, что особое внимание клиенты транспортных компаний уделяют срокам доставки, которая всегда должна быть своевременной. Если предприниматель хоть раз сорвет предполагаемые сроки транспортировки, репутация компании будет серьезно подорвана. Восстановить хорошее имя организации очень не просто.

По отдельной договоренности с клиентом также может быть выполнена распаковка и установка всех отосланных грузов на места.

Идею открыть компанию грузоперевозок сложно назвать новаторской, поскольку так поступает большинство начинающих предпринимателей, которые не знаю, чем себя занять и имеют достаточное количество денег. Традиционно все происходит так. Оборудуется небольшой офис, где диспетчер принимает заказы, которые выполняются не в сроки, а также стоят значительно дороже, чем указано в договоре. Клиенты остаются недовольными, поэтому не возвращаются в такие компании при повторном возникновении необходимости отправить грузы либо вещи. Из-за таких недобросовестных перевозчиков в данной сфере новичкам есть, куда расти, и развиваться. Чтобы отличаться от серой массы исполнителей, необходимо не только правильно составить бизнес план грузоперевозки, но и выстроить собственную, обязательно честную политику сотрудничества с клиентом. Без сомнения, это привлечет максимальный поток заказчиков, которые будут регулярно пользоваться услугами транспортной конторы.

Анализ рынка

Перед тем как приступить к организации бизнеса, важно тщательно проанализировать рынок сбыта услуги. Без данного этапа дело дальше разговоров не зайдет. Чтобы правильно провести анализ, вовсе не нужно быть профессиональным аналитиком, достаточно воспользоваться местными СМИ. Если объявлений на данную тематику мало либо нет совсем, конкуренция в данном регионе слабо выражена. Следующим этапом анализа становится сбор информации о существующих поблизости компаниях. Предприниматель должен постараться выяснить, сколько машин имеется в распоряжении, какой тип перевозок пользуется большим спросом, сколько стоят предоставляемые услуги.

Бизнес грузоперевозки будет рентабельным и прибыльным только при условии, что предприниматель адекватно оценит свои силы и сможет предложить своим клиентам условия выгоднее, чем у конкурентов.

Чтобы выделиться среди конкурентов, нужно поставить перед собой правильные приоритеты, среди которых:

  • правильная организация транспортировки грузов с использованием автомобилей разного вида;
  • осуществление доставки грузов коммерческого типа;
  • выполнение производственных, дачных, квартирных и офисных переездов;
  • транспортировка больших грузов;
  • обеспечение вынужденного хранения;
  • предоставление специально обученного персонала, который может выполнить разгрузочные либо погрузочные работы любой сложности.

Сложно переоценить актуальность транспортных услуг в современном мире, поскольку они становятся все более востребованными с каждым годом. Совсем недавно клиенту приходилось неделями или даже месяцами ждать груз, однако сегодня ситуация полностью изменилась. Теперь время ценится максимально дорого, поэтому багаж заказчикам чаще всего необходимо доставить предельно быстро.

Получается, что если сфера грузоперевозок перестанет по какой-либо причине функционировать, вся жизнь, особенно внутри крупных мегаполисов, замрет. С витрин аптек пропадут медикаменты, не будут доставляться продукты питания, а также товары первой необходимости и так далее. Поэтому качественные услуги грузоперевозки всегда необходимы и пользуются спросом.


Регистрируем грузоперевозки, как бизнес

Чтобы законно открыть собственную компанию, занимающуюся грузоперевозками, предпринимателю необходимо открыть, а также зарегистрировать ИП. Компанию, занимающуюся исключительно малотоннажными перевозками с автопарком из нескольких «Газелей» и немногочисленным персоналом можно зарегистрировать, как ООО. Для начала бизнесмену предстоит собрать всю необходимую документацию, а также оплатить госпошлину. Перечень нужных бумаг можно получить в налоговой инспекции. К пакету документов также следует приложить соответствующее заявление, где будут указаны паспортные данные предпринимателя, код ОКВЭД, а также контактный телефон.

Данные манипуляции могут выполняться лично бизнесменом либо его представителем по доверенности.

Любой перевозчик, который зарегистрировал свой бизнес, должен ежемесячно платить налоговые сборы в госказну. Чтобы сделать налогообложение максимально лояльным, необходимо учесть несколько нюансов, в том числе виды доставок и масштаб транспортной организации.

Для грузоперевозчиков сегодня действуют такие схемы налогообложения:

    1. Общая система считается неудачным вариантом для малого бизнеса, поскольку его владельцу приходится оплачивать все налоги, что приведет к быстрому разорению;
    2. Упрощенная схема считается оптимальным вариантом, который подразумевает под собой выплату шести процентов от общей суммы дохода компании либо пятнадцать процентов от суммы доходов после вычета всех расходов;
    3. Единый налог могут оплачивать только владельцы автопарков, где количество машин не превышает 20 транспортных средств. Учреждения, которые не могут самостоятельно определиться с выбором, автоматически переводятся государством на единый налог, если соответствуют всем требованиям.

Офис транспортной кампании

Подробный бизнес план грузоперевозки предписывает необходимость открытия офиса компании, где разместится диспетчерская служба. Помещение не обязательно покупать, его можно арендовать. Сразу стоит отметить, что экономить на данном этапе не стоит, поскольку работа на дому не принесет положительных результатов. Если бюджет на открытия бизнеса не был рассчитан на открытие офиса, можно рассмотреть аренду помещения в колл-центре, что потребует минимальных затрат.

Для открытия диспетчерской достаточно снять офис площадью около двадцати квадратных метров, а затем обустроить его. Диспетчер должен быть обеспечен компьютером либо ноутбуком, принтером, сканером, стационарным телефоном с двумя телефонными линиями, мобильным служебным телефоном, а также рацией, которая будет использоваться для связи диспетчера и водителя.

В офисе минимально должно работать два диспетчера. На собеседовании необходимо особое внимание уделить дикции кандидатов, которые также должны обладать хорошей памятью, логическим мышлением навыками общения с большим количеством людей, стрессоустойчивостью. Целесообразно также нанять управляющего, который будет контролировать, организовывать работу компании. Кроме того, организация нуждается в услугах грамотного бухгалтера, который будет работать с документацией.

Приобретение транспорта для грузоперевозки

Данный бизнес начинается с того момента, когда предприниматель решает приобрести автомобили для компании. Перед тем как остановить свой выбор на конкретном виде транспортного средства, необходимо окончательно решить, для каких целей оно приобретается, а также какую сумму бизнесмен может позволить себе потратить на эти цели.

Практика показывает, что лучше приобретать подержанные иномарки, поскольку они удобнее в эксплуатации и надежнее отечественных машин, которые стоят в ремонте значительно дешевле, но и ломаются чаще.

Если предприниматель планирует заниматься грузоперевозками в рамках одного города, достаточно приобрести «Газели», которые благодаря своей мобильности, маневренности и компактности отлично справляются с поставленной задачей на тесных городских дорогах. Такой тип транспорта недорог в обслуживании, а также экономно расходует топливо. Для транспортировки продуктов питания подойдут тентованные авто, для объемных грузов – транспорт с дополнительным прицепом.

Если предприниматель собирается работать с быстро портящимися продуктами, придется приобрести специальные изотермические фургоны либо же рефрижераторы. Перевозить мебель либо заниматься переездами можно на транспорте российского производства под названием «Зил-Бычок». Удобное авто проедет там, где не пройдут габариты крупного грузовика.

Маркетинговый план

Кроме того, бизнес план грузоперевозки должен содержать в себе раздел, в котором подробно рассматривается маркетинговая составляющая бизнеса. Маркетинговый план включает:

      • разработку и реализацию активной рекламной компании, полноценно раскрывающей суть и преимущества услуг конкретной транспортной компании. Предприниматель должен создать привлекательные, информативные визитки, а также привлечь местные СМИ;
      • меры по привлечению большого потока клиентов. Помогут бизнесмену бонусные скидки, акционные программы, выгодные предложения;
      • стратегия развития компании, совершенствования бизнеса.

Правильно составленный маркетинговый план, а также его грамотная реализация приведет компанию к успеху. Только так можно выделиться среди конкурентов и повысить прибыльность.

Доходы и расходы

Предприниматель должен понимать, что без конкретных данных составить бизнес план компании грузоперевозки, невозможно. Чтобы получить точные цифры, нужны корректные данные о состоянии планируемой транспортной организации. Однако можно приблизительно обрисовать картину:

      1. Фура в месяц принесет около ста тысяч рублей чистой прибыли;
      2. Транспортное средство, грузоподъемность которого равняется пяти тоннам – до двадцати пяти тысяч;
      3. Зил-Бычок - до двадцати тысяч;
      4. Газель – до десяти тысяч.

Представленные цифры адекватно описывают картину с учетом вычета налогов и заработной платы сотрудников. Когда открытие дела планируется с двух автомобилей, предпринимателя ожидают такие расходы:

      • приобретение транспорта – около одного миллиона рублей;
      • ремонт транспорта – около сорока тысяч;
      • аренда помещения под офис – около десяти тысяч;
      • аренда боксов – около десяти тысяч;
      • зарплата персонала – около сорока тысяч рублей;
      • маркетинговые расходы – около пятнадцати тысяч рублей;
      • прочие непредвиденные траты – около тридцати тысяч рублей.

Получается, что бизнесмену потребуется около 1 200 000 рублей стартового капитала при условии, что на него будет работать один диспетчер, один грузчик и один водитель. Если автомобиля будет приобретаться два, предприниматель может также сесть за руль. Бухгалтерией будет заниматься удаленный специалист. Если использовать среднестатистические данные, можно сказать, что срок окупаемости составит около двух лет.

Читайте еще: Открыть шиномонтаж - свой бизнес

То есть в бюджете транспортных расходов содержится информация об эффективности использования всего транспорта и во всех бизнес-процессах компании (Продажи, Производство, Снабжение, Складирование и т.д.). Бюджет транспортных затрат должен составляться в разрезе всех транспортных средств и в разрезе всех подразделений, использующих транспортные средства.

Бюджет транспортных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Транспортировка":

  • суммарные затраты на транспортировку;
  • коэффициент выхода транспорта на линию;
  • экономия/ перерасход материалов на обслуживание транспорта;
  • экономия/ перерасход ГСМ на транспорт;
  • количество машино/дней простоя;
  • соотношение собственного и заемного транспорта;
  • транспортные затраты в разрезе подразделений и транспортных средств (ТС);
  • транспортные затраты в разрезе статей.

    Сложность бизнес-процесса "Транспортировка" объясняется тем, что этот бизнес-процесс частично может входить в остальные основные бизнес-процессы компании. Например, транспортировка есть при доставке сырья и материалов или коммерческой продукции (бизнес-процесс "Снабжение"). Транспортировка есть при складировании продукции (бизнес-процесс "Складирование"). Транспортировка есть на самом производстве (бизнес-процесс "Производство") и, наконец, транспортировка есть при доставке продукции (бизнес-процесс "Продажи").

    Получается, что на показатели эффективности бизнес-процесса "Транспортировка" влияют большое количество подразделений, начиная от самого транспортного цеха. Далее идет отдел снабжения, который заказывает транспорт для доставки материалов/коммерческой продукции. Затем склады/распределительный центр используют погрузчики для складирования привезенных материалов/коммерческой продукции (а потом и для отгрузки готовой продукции).

    После этого на производстве используется транспортная техника для внутреннего перемещения. И в завершении транспортные средства используются для доставки продукции клиентам. При этом необходимо таким образом распределить имеющийся парк транспортных средств, чтобы его использование было максимально эффективным для компании в целом.

    В периоды сезонных всплесков собственного парка транспортных средств может не хватать и тогда возникает задача привлечения внешнего транспорта и здесь опять встает задача его эффективного распределения.

    Примечание : подробнее об использовании бюджета транспортных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджетирования транспортных расходов

    Поскольку бюджет транспортных затрат является своего рода кросс-функциональным бюджетом, при составлении которого участвуют все подразделения, пользующиеся транспортом, то добиться четкого выполнения регламента при составлении этого бюджета не так то просто.

    Естественно, что при оперативном управлении транспортом, необходимо учитывать приоритеты. Например, если есть заявка на сегодняшний день на одну и ту же машину, но в одном случае она нужна для того, чтобы продукцию развести, а в другом, чтобы мусор вывести с производства, то естественно, что мусор может подождать денек, а клиент ждать не будет.

    В составлении бюджета транспортных расходов фактически принимают участие все подразделения, использующие транспорт, т.к. они должны подготовить заявки на транспорт, на основе которых и будет составляться бюджет транспортных затрат. Поэтому здесь необходимо выстроить четкий и жесткий регламент бюджетирования и не допускать неразберихи.

    Заявка на транспорт обязательно должна быть подписана руководителем подразделения. Это должно быть отражено в регламенте и донесено до всех участников процесса бюджетирования.

    Пример регламента бюджетирования транспортных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • подготовка заявок подразделений на транспорт;
  • планирование транспортных расходов по утвержденным расценкам;
  • планирование транспортных расходов по статьям себестоимости;
  • формирование бюджета транспортных затрат;
  • согласование и корректировка бюджета транспортных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета транспортных затрат.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор фактических транспортных расходов по расценкам;
  • сбор фактических транспортных расходов по статьям;
  • формирование фактического бюджета транспортных затрат;
  • анализ исполнения бюджета транспортных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета транспортных затрат.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования транспортных затрат можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета транспортных расходов

    При разработке финансовой модели бюджетирования и конкретно модели бюджета транспортных расходов вовсе не обязательно придумывать какую-то сложную методику расчета. Но если простая модель не позволяет добиться управляемости, то придется разработать и использовать более сложную модель.

    Достаточно часто при бюджетировании транспортных затрат используют очень упрощенную модель, по которой значение транспортных расходов нормируется на выручку. На самом деле транспортные затраты, конечно же, зависят не от выручки, а от килограммов и/или объемов перевозимой продукции и от пройденного расстояния.

    Если в компании структура продаж более-менее постоянная, и причем разные продуктовые группы имеют похожие объемные и весовые показатели, то, действительно, можно использовать такую простую модель бюджетирования транспортных расходов. Но если данные условия не выполняются, то, скорее всего, нужно будет разработать более сложную модель.

    Например, в одной компании, занимающейся производством и реализаций алкогольной и безалкогольной продукции, пришли к выводу, что не могут позволить себе использовать упрощенную модель для расчета транспортных затрат. Во-первых, структура продаж в течение года у них менялась, т.к. зимой был пик продаж алкогольной продукции, а летом – воды. Кроме того, вода из-за крупной расфасовки более тяжелая, но более дешевая продукция. Получается, что если на одном и том же автомобиле перевезти алкоголь и воду, то транспортные затраты будут одинаковые, но их доля в выручке – разная.

    Поэтому было решено использовать более сложную модель расчета транспортных расходов. Ее, кстати, стали использовать не только для расчета затрат на доставку готовой продукции, но и вообще для всех остальных транспортных затрат (доставка сырья и материалов от поставщика, внутрипроизводственные и внутрискладские перемещения, общефирменный транспорт и т.д.).

    Идея довольно проста. Если компания заказывает внешний транспорт, то транспортная организация предъявляет тарифы на каждый вид автомобиля, причем тариф состоит их двух параметров: ставка в часах и километрах (или тоннокилометрах). То есть можно взять машину на два дня, никуда не поехать, но все равно придется заплатить за время.

    Такие же ставки можно определить и для собственного транспортного парка. Эти ставки можно подсчитать достаточно точно, т.к. большая доля транспортных затрат является прямыми затратами по отношению к транспортным средствам.

    Таким образом, получается, что ставки транспортных затрат можно вывести, учитывая следующие прямые затраты:

  • заработная плата водителя;
  • запчасти;
  • затраты на ремонт;
  • затраты на страховку;
  • налог на имущество;
  • амортизация.

    Конечно же, у транспортного отдела будут и накладные затраты:

  • заработная плата начальника отдела, диспетчера, механиков и т.д.;
  • амортизация основных средств (всех, кроме машин) транспортного отдела;
  • офисные расходные материалы (бумага, канцелярия, запчасти к оргтехнике и т.д.).

    Пока что речь шла только об автотранспорте, но у компании могут быть транспортные расходы, связанные с использованием других видов транспорта. Особенно, если речь идет о перевозках на большие расстояния, когда часто используют доставку на судах (если есть такая возможность) или доставку по железной дороге.

    У отдела снабжения могут быть определенные трудности при планировании доставки железнодорожным транспортом. Например, если нужно что-то везти с ж/д платформ, то бывает очень сложно запланировать, когда придет груз по железной дороге. Причем у отдела снабжения практически нет никаких рычагов влияния, поскольку железные дороги монополизированы.

    Если заказчика не устраивает какая-то автотранспортная компания, то ее можно просто сменить, а в случае с ж/д доставкой приходится учитывать подобные сбои в работе, которые могут возникать из-за невыполнения обязательств железными дорогами.

    Пример модели бюджета транспортных расходов

    В таблице 1 приведен пример сводного бюджета транспортных затрат на доставку продукции. Данный бюджет в свою очередь собирается из бюджетов транспортных расходов по всем основным каналам сбыта компании. В данном случае речь идет о розничных продажах, оптовых продажах, а также продажах через филиал.

    Причем оптовые продажи разбиваются на продажи в том городе, где непосредственно находится сама компания, а также в трех региональных городах, в которых компания работает через дистрибуторов. В этом примере бюджета для каждого канала сбыта применяется своя модель расчета транспортных расходов.

    Таблица 1. Пример бюджета транспортных расходов

    Статьи бюджета

    Суммарные расходы

    Амортизация 459,00 27,00 27,00 27,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00
    ФОТ транспортного отдела + премия 1440,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
    Налоги с ФОТ транспортного отдела 374,40 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20
    ГСМ, Запчасти 2312,38 170,25 187,68 192,56 198,45 170,25 164,63 147,73 142,15 206,96 222,73 242,86 266,16
    ФОТ водителей 437,18 36,80 40,48 41,46 42,92 36,80 35,42 32,90 31,60 30,34 32,90 35,86 39,70
    Налоги с ФОТ водителей 113,67 9,57 10,52 10,78 11,16 9,57 9,21 8,55 8,22 7,89 8,55 9,32 10,32
    ИТОГО 5136,62 394,81 416,88 422,99 445,73 409,81 402,46 382,38 375,17 438,38 457,38 481,24 509,38

    Амортизация основных средств транспортного отдела попадает в бюджет транспортных затрат из бюджета основных средств.

    Фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги с ФОТ по всем сотрудникам кроме водителей берется из штатного расписания.

    А вот такие статьи транспортных затрат как "ГСМ, запчасти", "ФОТ водителей" и "Налоги с ФОТ водителей" по каждому каналу сбыта считаются по своей модели.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета транспортных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • 1.3 Планирование доходов и расходов транспорта

    Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

    Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;

    Расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

    В финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;

    Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;

    В финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

    Нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат, и по активам, запасы которых не связаны с ростом производственной программы;

    В составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: "Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", "Расчеты в порядке плановых платежей", "Доходы будущих отчетных периодов";

    На предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом составляется план инвалютных поступлений и платежей.

    Бизнес-план компьютерного клуба

    Стандартная торговая наценка колеблется в пределах от 50 до 100 процентов. Соответственно, конечная розничная цена единицы услуги составит от 1,5 до 5,0 гривен...

    Бизнес-план производства газобетона

    Бизнес-план промышленного предприятия

    Таблица 12 № п п Показатели Доход млн. грн. Расход млн. грн. 1 Чистая прибыль 467.53 2 Санкции / штрафы - 3 Отчисления в резерв 200 4 Фонд развития пр. - ва 100 5 Фонд соц...

    Маркетинговая среда, как источник инвестиций

    Баланс доходов и расходов отражен в таблице 7. Таблица 7 Баланс доходов и расходов Наименование позиций Значение 1. Объем выпуска (реализация продукции), ед. 2. Полная себестоимость единицы продукции, руб/ед. 3...

    Маркетинговое планирование на предприятии "G.o.D"

    Показатели Месяц Год План Факт План Факт Выручка от продаж данного товара 120000000 120000000 1080000000 1200000000 Производственные издержки на него 350 320 4200 4000 Общепроизводственные издержки по...

    Организация автосервиса для оказания качественных услуг и создания эксклюзивного внешнего вида автомобиля

    Основные статьи расходов работающей станции - аренда помещения, затраты на расходные материалы и заработная плата. Ежемесячный бюджет, выделяемый как часть прибыли на развитие и прочие расходы предприятия, используется на обновление, ремонт...

    Организация маркетинговой деятельности на предприятии

    Оценку изменения прибыли предприятия «Окна роста» представим в таблице 17. Таблица 17 - Анализ прибыли предприятия «Окна роста» за 2011-2013 годы Показатели 2011 г 2012 г 2013 г Абсолютное отклонение, тыс. руб. Темп прироста...

    Организация предприятия по производству рыбной консервации

    Предполагается, что в первый месяц мы не будем получать дохода, т.к не будем производить продукцию, пока происходит установка оборудования, реконструкция помещения, поиск и обучение сотрудников и т.д...

    Позиционирование территории (на примере Чановского района Новосибирской области)

    Бюджет является основой благополучия жителей района. Постоянный рост бюджета является основой развития многих отраслей. Доходы бюджета Чановского района за рассматриваемый период выросли...

    Планируемые текущие расходы ООО "Амелия" на год работы приведены в таблице 6. Для 2-5 года работы ООО "Амелия" ориентировочно примем, что расходы в среднем увеличатся на 5% к расходам текущего года...

    Рассчитаем доходы, исходя из средних цен на услуги и производственной мощности предприятия. Для обеспечения нормальной производственной деятельности предприятия необходимы лишь сотрудники...

    Разработка бизнес-плана

    Финансовая часть включает: 1. План доходов и расходов. Он учитывает доход от основной деятельности и внереализационные доходы...

    Разработка инвестиционного проекта производства по заготовке и переработке древесины ИП "Береснев Н.А." в Шарьинском районе

    Таблица 5.2 Калькуляция статей расходов и доходов на период окупаемости проекта, тыс. руб...

    Для планирования текущих расходов необходимо рассчитать объем расходов на производство блюд, на коммунальные платежи, оплату труда и уплату соответствующих налогов. Расчет расходов на деятельность рекламного агентства...

    Задачей данного раздела является оценка потенциальных доходов создаваемого предприятия. Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле: ,где Цi - цена i-го вида товара...

    При принятии решений об изменении уровня тарифов и сборов комплексно учитываются 2 основные группы ценообразующих факторов: общеэкономические и отраслевые.

    К общеэкономическим факторам относятся:

    Налоговая и амортизационная политика, в том числе размеры обязательных отчислений и платежей в бюджет;

    Изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

    Условия конкурентоспособности российского экспорта на мировых товарных и транспортных рынках;

    Нормативно-правовые акты, регулирующие величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

    Общий уровень инфляции.

    Группа отраслевых факторов включает:

    Изменение в объемах, структуре перевозок и других видах работ транспорта;

    Резервы снижения собственных затрат транспорта;

    Изменения в номенклатуре расходов и расширения затрат по видам работ и услуг;

    Результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и формах собственности.

    К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:

    Расстояние перевозки;

    Размер единовременной отправки;

    Транспортные характеристики грузов (классы грузов);

    Специализации подвижного состава; - территориальные условия выполнения перевозок.

    Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

    Прибыль от основной деятельности транспорта включают результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственный операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

    Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие, материальные затраты.

    Планирование доходов и расходов транспорта. Распределение прибыли организации железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что ив промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

    Нормативы оборотных средств на железнодорожном транспорте, а так же их нормирование осуществляются в том порядке, что и в промышленности, за исключение расчета норматива по форменной одежде. Этот норматив рассчитывается как произведение стоимости одежды (за вычетов скидки, представляемой отдельным категориям работников), которая должна быть выдана в предстоящем периоде, и среднего процента преходящей задолженности (отношение средней непогашенной задолженности за предыдущий год к среднегодовой стоимости форменной одежды за вычетом скидки).

    В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, - больниц, учебных заведений и др.

    Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

    В финансовом плане организаций по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

    Нормативы собственных оборотных средств организаций автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на один руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно несвязанны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

    Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

    Приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляются организациями воздушного транспорта, за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом на воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

    IV Финансы сферы товарного обращения

    Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли будучи связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому, оттого как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

    Особенность функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно в реализации продукции. Торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои собственности в формировании финансовых ресурсов.

    Система торговли в России в настоящее время состоит из государственной и муниципальной, кооперативной и частной торговли. В 2004 г. в общем объеме в розничного товарооборота государственная и муниципальная торговля занимала 2,7, негосударственная – 97,3 %.

    Общий объем розничного товарооборота в 2004 г. составил 5597703 млн. руб. Валовой доход крупных предприятий розничной торговли достиг 170181,8 млн. руб., среднегодовая численность работников розничной торговли и общественного питания составляет 1132 тыс. чел., в том числе в розничной торговле – 953 тыс.

    Для торговли характерно то, что в ней не создаются дополнительные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товара. Эти затраты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.