Эволюционная цепочка человека презентация по обществознанию. Презентация на тему происхождение и развитие человека. Орудие труда питекантропа

Урок № 5-6

Обществознание, 10

Природа человека

Д.З.: § 3, ?? (с. 34), задания (с. 35)

© Куликов Р.В.

© ред. А.И. Колмаков



Понятия, термины

  • Категория;
  • бытие человека;
  • Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции;
  • Индивид;
  • Индивидуальность;
  • Личность


Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Науки о человеке.

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали:

-Кого ищешь, Диоген?

-Ищу человека, - отвечал философ.

Человек весь соткан из парадоксов:

  • Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе
  • У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом
  • Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе
  • У человека есть разум, но есть и бессознательное
  • Кто же есть человек?
  • В чём его особенности?

Теории происхождения человека

Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев)

Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

из животного мира

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле .

В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"


Антропогенез - процесс становления и развития человека

Рамапитек

(14-20 млн. лет назад)

Австралопитек

(5-8 млн. лет назад)

Питекантроп

homo habilis

(человек умелый) около 2 млн. лет назад

homo erectus , человек прямоходящий,

1-1,3 млн. лет назад

Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец ( homo sapiens ) – человек разумный


Как вы понимаете – биологические и социальные начала в человеке?

Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными

Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.

Составьте таблицу!

Биологические начала в человеке

Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличие тела,

Социальные начала в человеке


Биологические и социальные начала в человеке

Человек существо биосоциальное

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы.

Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность.

Социогенез

Антропогенез

Процесс становления и развития человека

Процесс становления и развития общества

Антропосоциогенез

Человек


Цели и смысл жизни Зачем я? Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить.

Человеку свойственно

планировать свою жизнь

Служение

обществу?

Обладание

вещью?

Власть?


Цели и смысл жизни

Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни

П. 3 с. 30 учебника, таблица

Точка зрения

Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее вам близок?


Подходы к пониманию смысла жизни

  • Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
  • Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
  • Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
  • Религиозный: самоотверженное служение Богу.
  • Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
  • Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Что будет после меня?

Мы ценим жизнь потому что она не бесконечна

Смертный человек-

часть «бессмертного»

человеческого рода

Личная

сторона

Общественная

сторона


3. Науки о человеке

Сущность человека


Практические выводы:

1. Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.

2.Необходимо осознать значимость человека, понять в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего стоит жить.

3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Основная задача: В результате исследования необходимо изучить все стадии эволюции человека и подтвердить или опровергнуть (на Ваш взгляд) теорию Ч. Дарвина, «Теорию естественного отбора». (Здесь выражается свое мнение о происхождении и развитии человека).










Ardipithecus ramidus Ранний гоминид, обнаруженный на территории Эфиопии, Ardipithecus ramidus, жил 4,4 миллиона лет назад. Вероятно, что ардипитек жил во влажных и лесистых средах обитания, то экологические изменения послужили толчком для человеческой эволюции.


Australopithecus anamensis около 4,2 миллиона лет назад появился Australopithecus anamensis Строение костей его ног позволяет предположить, что этот австралопитек был двуногим, однако по строению зубов и челюстей он очень схож с более поздними ископаемыми обезьянами. Australopithecus anamensis жили в сухих лесах.


Australopithecus afarensis Появился в Восточной Африке, 4-3 млн. лет назад.. Много "обезьяньих" признаков: - вытянутое (прогнатическое) лицо, - U - образное нёбо (с параллельными друг другу рядами коренных зубов, как у высших обезьян, в отл. от "параболического" нёба совр. человека); - маленькая мозговая коробка (430 куб. см., ненамного больше, чем у шимпанзе). Но есть и много отличий от обезьян, главное из которых - хождение на двух ногах


Paranthropus aethiopicus 2.7 млн. лет назад в Восточной Африке появилась новая группа древних гоминид - "робустные", отличавшиеся очень крупными коренными зубами (их иногда относят к австралопитекам, иногда - выделяют в отдельный род Paranthropus). Считается, что Paranthropus aethiopicus произошел от Australopithecus afarensis и был предком Parantrhropus boisei.


Paranthropus boisei Появился млн. лет назад, в Восточной Африке. У этого вида тенденции "робустной" эволюционной линии выражены наиболее полно. Традиционно эти признаки трактуются как черты крайней специализации к пережевыванию грубой растительной пищи


Homo habilis млн. лет назад, Восточная Африка. Этот представитель рода Homo изготавливал примитивные каменные орудия. Размер головного мозга в среднем 650 см3 и колебался в пределах от 500 до 800 см3. Habilis имел 1,5 метра в высоту и предположительно весил около 45 килограммов. Самцы были крупнее самок, но у habilis не было такого резко выраженного различия в размерах между полами


Homo rudolfensis 1.8 млн. лет назад, Вост. АфрикаОбъем черепа 775 куб. см. - гораздо больше, чем у австралопитеков, и больше, чем у типичных habilis. H.rudolfensis отличается также слабым развитием надглазничного валика. Плоское лицо Homo rudolfensis наводит на мысль о близком родстве с Kenyanthropus platyops


Homo georgicus Возраст 1,8 млн. лет. Найден в Дманиси (Грузия) в 2001 г. Объем мозга куб.см. Рост 1.5м. Находка эта заставляет пересмотреть старые теории о том, когда и почему люди расселились за пределы Африки. Теперь ясно, что первыми это сделали не умные и прогрессивные питекантропы, а формы, переходные между питекантропами и древнейшими Homo, обладавшие еще весьма небольшим мозгом.


Homo ergaster Жил млн. лет назад. Череп округлый, надбровные дуги сильно развиты. Зубы мелкие, особенно по сравнению с австралопитеками. Объем мозга 880 куб. см. Переход от древнейших людей к Hомо ergaster был важнейшим качественным скачком в эволюции гоминид. При этом произошло два важных изменения: - Резко увеличились размеры тела. - Возросла доля животной пищи в рационе


Homo erectus У представителей erectus, живших 1,5 миллиона лет назад, объем головного мозга составлял около 900 см3. Одной из характерных особенностей этих гоминид были очень толстые надбровные дуги и вытянутый, низкий череп. Зубы почти как у современного человека, подбородок отсутствовал. Он умел пользоваться огнем и пожирал себе подобных


Homo sapiens Объем мозга в среднем 1300 куб. см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Древнейшие находки в Африке лет назад; в Зап. Азии - более лет назад.У них впервые появилось настоящее искусство (наскальная живопись, см. здесь); резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффектсм. здесь



Уроки 1-2 «Эволюционная цепочка человека. Культурные составляющие эволюции»

Урок 1 «Эволюционная цепочка человека».

Развитие человеческого рода длилось 7 млн.лет

Сейчас весь этот путь человек проходит в утробе
матери: у него формируется речь, слух, память,
осязание, а самое главное – человеческий мозг.
После рождения мы проходим не эволюционный, а
культурный путь развития – ведь все
биологические предпосылки готовы.
Вопрос: какие умения приобретает младенец после
рождения?

Человеческая личность

Основы человеческой личности закладываются
в 5-7 лет, затем они корректируются и
оттачиваются.
Сравните: 7 млн.лет – 7 лет
тысячелетия сжались в месяцы и дни

Задание:

На основе рисунка на стр.10 сделайте выводы
как изменился человек и его мозг в ходе
эволюции?

Возникновение общества

В ходе эволюции произошел
качественный скачок – возник не
просто человек, а ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО.
Началась человеческая история,
которой управляют особые,
социальные, законы.

Задание:

Рассмотрите рисунок на
стр.12 в учебнике, какие
выводы вы можете сделать
глядя на него?

Выводы:

Чем больше инстинктов, тем меньше роль
родителей.
Чем меньше инстинктов, тем больше роль
родителей.
Родители для ребенка – это заменители природы,
они должны передать ему нормы и модели
поведения, созданные обществом.

Задумаемся…

Человек учится на своих
ошибках, а животные
ошибок не совершают.
Почему?

Родившись без запрограммированного
поведения, люди должны были заново
обучаться тому как интерпретировать
окружающий мир и каким образом
реагировать на него.
Ничего такого животным делать не надо.
Постепенно, из поколения в поколение,
начала формироваться культура.

Культура – это…

Совокупность традиций,
обычаев, социальных норм,
правил, регулирующих
поведение тех, кто живет
сейчас и передаваемых тем,
кто будет жить завтра.

Человек – это биосоциальный индивид.

Физическое развитие человека прекратилось 40
тыс. лет назад.
К этому времени сформировались все признаки,
которые отличают человека от животных.
Назовите их…
Всё это послужило переходом от биологической
эволюции к культурной.

Слайд 1

Происхождение и развитие человека

Чупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.

Слайд 2

Происхождение человека

Развитие человека

Слайд 3

Если мы мысленно посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде.

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития

Слайд 4

Саудовская Аравия

Кения Танзания Эфиопия Судан Индийский океан Красное море

Первые люди появились 2-3 млн лет назад. Прародиной человечества является Африка.

Слайд 5

в характере биологических потребностей: в пище, потомстве, безопасности и др.

Человек – существо биосоциальное.

Как природное (биологическое) существо человек имел много общего с животными:

в строении организма

Слайд 6

Первобытные люди не умели говорить, обладали меньшим по объему мозгом, чем современный человек, некоторыми звероподобными чертами внешности.

жили и трудились сообща

отличались от животных умением изготавливать и использовать простейшие орудия труда.

Слайд 7

2. Развитие человека

Около 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал внешне современных людей, «человек разумный», «Homo sapiens».

Прямая походка

Усовершенствованная рука

Увеличился объем мозга

Членораздельная речь

Слайд 8

В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Изменилась и жизнь «человека разумного»:

Он научился изготавливать новые орудия труда из дерева, кремня, кости.

научился добывать огонь шить одежду и строить жилище.

Слайд 9

Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения - язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений.

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой.

Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика.

Слайд 10

Разговаривая, люди сообщают друг другу свои мысли, чувства, просьбы.

Без языка человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать.

Слайд 11

На смену человеческому стаду пришла родовая община.

Эта форма объединения древни людей была более устойчивой. Она была основана на кровном родстве, коллективном труде и уравнительном распределении

Около 8-10 тыс. лет назад человек совершил переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Слайд 12

От присвоения продуктов природы в готовом виде люди перешли к их производству. Они стали совместными усилиями изменять, преобразовать окружающий мир, окультуривать его.

Слайд 13

Разделение труда привело к появлению ремесел.

Возникают города, государства.

Слайд 14

Обычаи, традиции, религия, законы становятся основой нравственных, религиозных и правовых норм жизни человека в обществе.

Люди все больше времени отдают искусству, науке, образованию.

Создаются правила, регулирующие поведение человека в обществе.

Слайд 15

Все это - составляющие элементы культуры.

Культура превращается во вторую среду существования человека.

Слайд 16

http://superaltai.ru/cave_denisova2.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6170/

http://www.infozoom.ru/tag/priroda

http://www.membrana.ru/particle/4235

http://cymdigitalamerica.wordpress.com/2011/04/17/thrift-3/ancient-people/

http://www.zooeco.com/0-mlek/0-mlek00113-19-1.html

http://900igr.net/photo/istorija/Pervobytnye-ljudi-1.files/001-Pervobytnye-ljudi.html

http://stoletnik.narod.ru/enc/t2/2_11.html

http://scienceblog.ru/tag/homo-sapiens/

http://acceleight.wordpress.com/2011/11/24/manusia-purba-homo/

http://www.booksite.ru/fulltext/secr/etof/vol/ogda/drawing/17i.jpg

http://histrev.ucoz.ru/drevnij/per1.htm

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_(6_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81)

http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html

http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-12.html

http://kuomak.prjazha-v.ru/foto-pervobytnyh-lyudei.html

http://www.rodovoidom.info/stat/25/narodopravstvo.php