Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. ). Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне Значение басни волк на псарне

Конспект урока литературы в 5 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

    развивать умение находить нужные сведения;

    выявить основную идею басни;

    подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

    формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

    познакомить с термином «аллегория»;

    формирование навыка работы с иллюстрациями;

    совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку :

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

Прочитаем его.

Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

    Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

    Отметьте дату рождения И.А.Крылова

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

- Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ …

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

О чём эта басня?

Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

А куда попал? Почему?

Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

Почему Волк начинает хитрить?

Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк

7).Работа со словами морали.

Какова тема басни?

Где отражена тема?

Идея басни?

Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

Что такое мораль?

Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.

2.Сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

Какова мораль басни?

Как эпиграф подходит к уроку?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Предварительный просмотр:

И.А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Эзопов язык.

(Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей станицы Каневской Каневского района Краснодарского края Лямина Лариса Николаевна )

Цель: закрепить теоретические сведения о басне, её признаках, обучать выразительному чтению,
познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развивать навыки анализа литературного произведения.

Ход урока

  1. Знакомство с биографией И.А. Крылова (сообщения учащихся)
  2. Историко-литературоведческое вступление к изучению басни «Волк на псарне»(предварительное задание)

Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.

  1. Чтение по ролям
  2. Анализ содержания басни

Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий). Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами.)

Что во внешнем облике и поведении волка напоминает Наполеона? (Щелкающий зубами Волк и его ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу. Безвыходность Волка, по ошибке забравшегося вместо овчарни на псарню,- это аллегорическое изображение безвыходного положения Наполеона, вероломно вторгшегося в пределы России. Лживые уловки Волка выражены в словах: «Пустился мой хитрец в переговоры» - это коварные домогательства Наполеона насчет мира.)

Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова?(Седины Ловчего напоминают образ престарелого седовласого Кутузова, а мудрый ответ Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении русского главнокомандующего не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до полного разгрома.)

В каких словах басни дан намек на партизанское движение против Наполеона?(«Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём. «Огня!» кричат: «огня!»

5.Повторение. Объяснение учителем особенностей языка и построения басни.

Что такое басня? Дайте определение. (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотнош е ний человека с другими людьми и окружающим миром.)

А как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Как вы объясните понятие аллегории? (Алл е гория - художественный прием, когда животные, р а стения живут похожей на человека жизнью.)

Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.)

Первая часть басни по содержанию и строю речи представляет повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция псарного двора на это событие. Здесь много действия. Оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов: попал, поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут. Существительные: двор, забияка, драка, вор, ад, огонь, дубьё, ружьё – ещё сильнее усиливают динамику и напряжённость события, намекая на его военный характер.

Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка.

Третья и четвертая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейное содержание басни. Убедившись в своих просчётах, Волк пустился в переговоры с Ловчим и псарями. В этом эпизоде особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. «Волчья клятва»- это клятва хищника, который непременно обманет. Речь Волка пространна, потому что имеет цель усыпить бдительность ловчего.

Заключительная часть басни- краткая динамическая речь Ловчего и его расправа с Волком- реализует мораль басни:

С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

  1. Развитие речи

Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

  1. Домашнее задание. Составьте кроссворд по басне «Волк на псарне»

Перу Ивана Андреевича Крылова принадлежит басня «Волк на псарне», которая символично связана с событиями Отечественной войны 1812 года. Сюжет произведения оригинален.

Все действие басни развивается на псарне. В это закрытое пространство попал Волк, намеревавшийся похитить овцу. Вот только ошибочка вышла. Роковая, скажем так, ошибка. Псы учуяли серого и подняли лай. Псари, услышав шум и оценив ситуацию, отрезали хищнику все пути спасения, закрыв наглухо ворота.

Волк решил пойти на хитрость. Он начал вести переговоры с собаками, давя на то, что они приходятся ему дальними родственниками. Коварный зверь пытался всеми способами выбраться на свободу, он уверял, что больше никогда даже не посмотрит в сторону овцы. А если собаки захотят, он даже будет их охранять. Но волчью натуру знают все. И Ловчий ни в коем случае не собирался соглашаться на мировое соглашение с этим обманщиком и хитрецом. А попросту спустил на Волка стаю псов.

Почему же эта басня имеет непосредственную связь с войной 1812 года? Сейчас выясним. Под Волком, попавшим по ошибке на псарню, Крылов подразумевает Наполеона. В тот момент, когда писалась басня, он уже находился в Москве и был в предвкушении мира с русским императором. Бонапарт наслаждался победой, пребывая в четкой уверенности, что он ее уже одержал.

Русские же не спешили соглашаться на условия, выдвинутые надменным и самоуверенным Наполеоном. Пока французский правитель ждал ответа, он оказался в западне. Кутузов начал военные действия в тылу, чем затруднил отступление противника.

Как и Волк в басне Крылова, Наполеон оказался в неприятном и даже тяжелом положении. Льстивые слова хищного зверя можно приравнять к речам француза-завоевателя.

Под псами же Иван Андреевич подразумевает весь русский народ, рвущийся в бой на защиту своей страны. А вот запер Волка в псарне Ловчий. Если же переведем это на историческую ситуацию в России, то можем утверждать, что Ловчим выступает сам Кутузов, заперший французского императора в Москве, как в ловушке.

Главнокомандующий русской армии читал басню Крылова солдатам, демонстрировал свою седую голову в подтверждение словам русского баснописца. Бойцы хохотали в голос. Великий писатель своими произведениями поднимал дух русского народа и непосредственно тех, кто шел на поле сражения.

Иван Андреевич следил за тем, что происходило в стране, все подмечал и метко изображал в своих непревзойденных баснях.

Как басня, зародился 4000 лет назад. Остроумное иносказательное повествование непременно содержит главную мысль - мораль. В русскую литературу этот жанр привнес и оживил Иван Андреевич Крылов. Если первые баснописцы - древнегреческий автор Эзоп, германский писатель и драматург XIX века Лессинг - предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в стихотворной. «Волк на псарне» - басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой года, в пору нашествия наполеоновских войск и их бесславного бегства с поля битвы.

Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается ссылкой на параллель с историческим сюжетом, в котором есть два главных персонажа: Ловчий - полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк - Наполеон. Между тем именно в таком контексте стоит воспринимать «мораль сей басни». Анализ басни «Волк на псарне» часто делается поверхностно, произведение преподносится как сказка о незадачливом волке, который, «думая попасть в овчарню, попал на псарню». Поднялся невообразимый шум, псы рвутся в бой, а Волк в страхе сидит, «прижавшись в угол задом», начинает говорить льстивые речи о добрососедстве. Но Ловчего не проведешь: он натуру волков хорошо знает, а на мировую пойдет, «лишь снявши шкуру с них долой».

Использованные И. А. Крыловым, ярко воспроизводят атмосферу военных баталий, душевное состояние попавшего в западню Волка, а также злость обитателей псарни, куда заявился непрошеный гость. Можно ли более живо описать противостояние защитников Родины и агрессора, который при первой же опасности пошел на попятную и даже попытался помириться - чем не волк на псарне? Басня - это миниатюрное произведение, по значимости способное сравниться с остросюжетным романом или с исторической повестью.

О чем на самом деле «Волк на псарне»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной Поняв, что русских ему не одолеть, император решил пойти на мировую с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, да и любые попытки заключить мир были бы обречены на провал. Войска неприятеля были разбиты наголову и позорно бежали, замерзая в снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и метафорично написано в сатирической картинке «Волк на псарне». Басня была написана именно в памятном 1812 году.

Баснописец передал свое творение в армию Кутузову. История рассказывает, что Михаил Иванович, объезжая свои полки, непременно зачитывал солдатам наизусть «Волк на псарне». Басня содержит такие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед». При этих словах Кутузов всякий раз снимал треуголку и показывал свою седую голову. Восторгу и воодушевлению солдат не было предела.

Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопроводил ее своим традиционным пояснением - «Мораль сей басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, победить или провести какими-то уловками невозможно - вот и вся мораль басни "Волк на псарне". Она вне времени. Потому остается актуальной и по сей день.

Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

«Его басни переживут века»

К.Н. Батюшков.

«Басня есть поэзия рассудка»

В.Г. Белинский.

Цели урока: 1. Повторить, углубить и закрепить знания по биографии И.А. Крылова.

    Развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басни; совершенствование речи учащихся.

    Воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитания чувства любви к Родине, гордости за наших предков.

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова» как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

III. Знакомство с биографией И.А. Крылова, выступление учащихся.

И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать, Крылова Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в нищете. Будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей.

Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чванных вельможах. Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

IV Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Жанр басни Крыловым выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении «Волк на псарне»

Давайте рассмотрим текст этой басни и проведём анализ.

А) Выразительное чтение басни.

Б) Анализ басни.

    Определите тип речи.

    Какова тема басни? (Рассказ о Волке, который залез на псарню и был пойман псарём)

    Какова основная идея текста? Для того чтобы определить идею, давайте вспомним историю создания басни. (Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошёл в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские под командованием Кутузова отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в её сердце Москве). (Басня иносказательно описывает неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова)

    Словарная работа. Давайте сейчас определим значение некоторых слов и выражений.

Впредь – в будущем

Овчарня – загон для овец

Псарня – особое помещение для ловчих собак, а также лиц, обслуживающих их

Хлев – крытое помещение для животных

Псари – слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте

Ахти (межд.) – Какой позор!

С дубьём – (собир. устар.) палки, дубинки, употреблявшиеся в старину как оружие

Ловчий – лицо, заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли

Мировая – полюбовное соглашение, разрешение спора, тяжбы без суда

Гончие – порода охотничьих собак

«Поднялся…двор» - означает, что с Волком начал сражаться весь народ

«Псы залились в хлевах» - в прямом значении залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше в сторону Москвы армия хотела сражения

«И вмиг ворота на запор» - прямое значение дополняется переносным: русская армия, совершив манёвр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия

«Ощетиня шерсть,//Глазами, кажется, Хотел бы всех он съесть…» У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

«Расчесться за овец» - после освобождения России русская армия совершила заграничный поход, освободив все европейские страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоёванные страны.

«Уставим общий лад» - значит заключим «мирный договор». Волк – Наполеон предлагает русскому царю стать его союзником и воевать на стороне России.

«Не делай мировой» - означает не заключать мирного договора

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны

«Псарня стала адом» - ужас, шум, беспорядок, когда в неё попал Волк.

    Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их.

    Выполните синтаксический разбор предложения:

Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.

    Выпишите из текста деепричастия и определить их форму

    Давайте вспомним, что называется эпитетом, антитезой, аллегорией, олицетворением, метафорой.

1вариант из текста басни выписывает эпитеты, антитезу, олицетворение (эпитеты: серого забияку, волчьей клятвой, волчья натура; антитеза: Ты сер, а я, приятель, сед; олицетворение: поднялся двор)

2вариант выписывает метафору, аллегорию (метафора: псарня стала адом, глазами хотел бы всех он съесть, волк на псарне; аллегория: Кутузов и Наполеон изображены посредством образов, т.е. Волк и Ловчий)

    Какие выражения называются крылатыми?

Из текста басни выпишите крылатые выражения («попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю», «ты сер, а я, приятель, сед», «волчью вашу я давно натуру знаю», «пришёл тебе конец».

    Мы с вами говорили об антитезе. Как называется языковое явление, при котором в тексте употребляются слова в противоположном значении? (антонимы)

Подберите антонимы к следующим словам:

Прошлое – будущее

Мириться – ссориться

Приятель – враг

Забияка – тихоня, трусишка.

    Что называется синонимами?

Подберите синонимы к следующим словам и выражениям:

Пустился в переговоры – начал переговоры

Псы рвутся вон на драку – стремятся преодолеть какие-нибудь препятствия

Старинный сват и кум – давнишний

Забияка – задира, драчун.

    Какова композиция басни? (Басня состоит из рассказа и морали)

    Кого скрыл И.А. Крылов под образом Волка? Под образом Ловчего?

15.Найдите в тексте портретное сходство. (Ты сер, а я, приятель, сед)

16.Какие черты в поведении Волка и Ловчего подчеркнул Крылов?

Волк-Наполеон Ловчий-Кутузов

Коварство

Смелость

Мудрость

Вероломство

Предусмотрительность

Хитрость

Уверенность

Трусость

17. Как мы уже говорили, особенностью басни как литературного произведения является наличие морали.

Что такое мораль?

(Мораль басни: А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. Поучение даёт сам автор: врагам не доверять, а уничтожать. Русские войска не будут отступать от своего пути. Они через многое прошли и должны довести войну до победного конца!

V Подведение итогов урока

    Актуальна ли идея басни «Волк на псарне» в XXI веке?

(Да, актуальна. В ней воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний)

    Современна ли басня сегодня?

(Да, современна. Сейчас мы живём в очень неспокойном мире. Из новостей постоянно узнаём о межнациональных войнах, террористических актах. Поэтому слова И.А. Крылова звучат сегодня злободневно, т.к. с этой проблемой приходится сталкиваться жителям любой страны мира.

    Каких баснописцев молдавского и украинского народов вы знаете? Назовите их басни. Есть ли у них басни, в которых отражена история народа?

И закончить наш урок хотелось бы словами князя П. Вяземского о Крылове:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слова это – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.