Сущность принципа конфиденциальности в психологическом консультировании. Этические принципы психологического консультирования. Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы консультанта. Существуют определенные принципы поведения консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности консультативного воздействия.

Приведем общие принципы психологического консультирования, выделенные различными авторами (Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.):

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность - один из самых труднореализуемых принципов. По нашему мнению, на его полное воплощение в процесс консультант затрачивает лет 17. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам. Кроме того, всегда, борясь с искушением оценивать другого по своим меркам и жизненным эталонам, стоит напоминать себе - «смотря, что с чем сравнивать...». Воистину «не судите, да не судимы будете».

2. Ориентация на нормы и ценности клиента
В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившегося за помощью. Только встроившись в этот внутренний диалог человека с самим собой, можно начать движение из тупика. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

3. Запрет давать советы
Это широко известный и пропагандируемый принцип, основанный якобы на том, что ответственности за чужую жизнь нельзя на себя брать. Все это так, но однако мы предлагаем посмотреть на данный принцип иначе. Во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психолог (например, школьный, детский практический психолог) дает советы, иногда называя их рекомендациями, и т. п. На наш взгляд, здесь уместно оговорить следующее.
Давайте советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад бы дать совет, да он его не знает.
Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему. (Т. е. да если бы их еще и брали).
Некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».

Например, психолог посоветовал матери, обратившейся за помощью, разобраться в своих отношениях с сыном-подростком. Она вернулась домой и устроила головомойку ребенку, при этом подкрепляя свои крики и нотации тем, что ей так психолог велел. На память приходит случай, когда учительница посоветовала хорошему мальчику Жене, ученику 2-го класса, закончившему учебный год с одной четверкой, прийти домой и подумать, что ему мешает учиться. Он пришел, подумал и решил, что причина в том, что он много играет и много времени сидит у телевизора за просмотром мультфильмов. Ребенок решил поступить мужественно: отказаться и от игрушек, и от мультфильмов. Он взял и выбросил с балкона 8-го этажа и игрушки, и телевизор... Операция по избавлению от пороков прошла успешно, но вряд ли это имела в виду учительница.

Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным. Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.

4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность
Человек имеет право на анонимность обращения и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений
Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процессуально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Результативно также лучше не иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом, ибо известно уже из медицинской практики, что «своих» не оперируют.

6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее
Человек обращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в тупике наедине, однако ходит-то клиент сам. Иногда встречаются клиенты с пассивной позицией, жаждущие, чтобы за них воспитывали, действовали, решали и пр., они даже готовы это высоко оплачивать, но чтобы психолог избавил бы их от всех забот и обязательно добился качественного результата. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность - клиента и консультанта - для достижения позитивного результата.

7. Не навреди
Принцип из широко известных, популярных, но не конкретных. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить (это уже не по части психологии, а по части правоохранительных органов). Известно, что проще всего не навредить, если ничего не делать. Как правило, этот принцип («Не навреди!») регулярно провозглашают те, кто не знает, как научить начинающих, что можно делать в практической психологии, а чего нельзя. На всякий случай провозглашается: «Не навреди!», тем самым снимается ответственность с лица, транслирующего знания. Последний всегда может сказать, что предупреждал. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психолога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда.

2. В пространстве психологического консультирования существу­ет два уровня конфиденциальности:

Ø пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение кон­кретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступ­ных для других лиц местах;

Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденци­альности, которые он может соблюдать, опираясьна правила, определяющие границы конфиденциальности:

Ø относительность соблюдения правил конфиденциальности;

Ø конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориенти­роваться на построение доверительных отношений с клиентом;

Ø консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциаль­ности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему;

Ø та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специали­стом и т.п., не относится к конфиденциальной при условия до­говоренности с клиентом;

Ø консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;

Ø ограничение пределов конфиденциальности к неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого кон­сультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;

Ø консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то об­разом нарушает это, то правило конфиденциальности переста­ет действовать;

Ø необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;

Ø при совершении клиентом преступных действий, предполагающих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т.п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обя­зан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а также сообщить о сво­их намерениях клиенту.


Этические принципы:

В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например вСША, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.

Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту - «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента - психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы - психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность - никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.


Изложение этических принципов для Европейских психотерапевтов

Европейской Ассоциации Психотерапевтов, объединяющей в своих рядах консультантов

разных специальностей: врачей, психологов, специалистов по социальной работе. Данный

этике ЕАР. Комментарий помогает глубже понять смысл положений этических рекомендаций, соотносит их с российским контекстом.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

Однако консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani (1990):

1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики.

Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем. Возьмем, к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов:

"Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества".

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Beauchamp, Childress, 1983).

Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм (подробнее об этом при анализе проблемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

· об основных целях консультирования;

· о своей квалификации;

· об оплате за консультирование;

· о приблизительной продолжительности консультирования:

· о целесообразности консультирования;

· о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

· о границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт. Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

George и Cristiani (1990) выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? После нашумевшего в США случая с Tarasoff, изрядно повлиявшего на определение пределов конфиденциальности, предпочтение отдается последнему варианту.

В августе 1969 г. клиент Центра психического здоровья Poddar рассказал консультирующему его психологу, что собирается убить свою подругу Tatiana Tarasoff. Психолог сообщил об этом в полицию по телефону и дополнительно изложил обстоятельства дела в официальном письме начальнику полиции. Он указал на необходимость установить за клиентом наблюдение и госпитализировать его как социально опасное лицо. Полиция задержала Poddar для допроса, но вскоре отпустила в связи с недостаточностью улик. Некоторое время спустя эксперт, контролирующий квалификацию упомянутого психолога, выразил недовольство и потребовал, чтобы ему возвратили письмо, направленное в полицию. Письмо было уничтожено. Старший коллега потребовал от консультировавшего психолога не предпринимать больше никаких действий по отношению к этому клиенту. Родители потенциальной жертвы не были поставлены в известность о нависшей угрозе. Через два месяца Poddar убил девушку. Ее родители возбудили уголовное дело против служащих университета за то, что их не предупредили о возможном несчастье. Хотя нижняя инстанция суда иск отклонила, Верховный суд Калифорнии в 1976 г. вынес сотрудникам Центра обвинительный приговор за безответственность.

Как утверждают Beauchamp и Childress (1983), приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.

Другой важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность, - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчивается. Holroyd и Brodsky в 1977г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина - женщины. Исследователи получили такие результаты:

· эротические контакты и сексуальные отношения более часты между мужчинами-консультантами и женщинами- клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);

· консультанты, однажды перешагнувшие границу дозволенного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиентами (80% случаев);

· 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами считают терапевтически ценными.

Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность, На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

ЛИТЕРАТУРА

1. American Psychological Association. Ethical principles of Psychologists // American Psychologist, 1990. Vol. 45. P. 390-395.

2. Beauchamp Т. L., Childress J. S. Principles of Biomedical Ethics. 3rd Ed. N. Y.: Oxford University Press, 1983.

3. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 1990.

4. Holroyd J. C., Brodsky A. Psychologists" attitudes and practices regarding erotic and non-erotic physical contact with patients // American Psychologist, 1977. Vol. 32. P. 845-849.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

студентки 5 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: «Методы групповой и индивидуальной терапии»

Тема: « ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Одесса-200 8 г.

ПЛАН

Введение

1. Основные принципы психологического консультирования

1.1. Компетентность.

1.2Конфиденциальность.

1.3.Исключение профессиональных злоупотреблений.

1.4. Принцип «Не оценивать».

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Консультант, как и другие профессионалы не только способствует разрешению психологических проблем – он также защищает психическое здоровье пациента и несет ответственность за вред, нанесенный его свободе. Он должен прилагать все усилия для создания психологически комфортной атмосферы, а в некоторых случаях и предупреждать о возможных состояний дискомфорта. Речь идет об этике принципов, которым должен придерживаться профессиональный психолог и психотерапевт.

Консультант, психотерапевт и другие специалисты несут этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность обусловливает особую важность принципов в психологическом консультировании и психотерапии.

Цель данной работы охарактеризовать основные принципы психологического консультирования.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

      Компетентность и профессиональная и научная ответственность

Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.

Компетентность диктует мельчайшие приемы обращения с той или иной патологией, формирует его экспектации в тех или иных случаях психологического профили.

Чтобы быть компетентным, психотерапевт обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Практический психолог несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения м психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.

Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.

Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.

      . Конфиденциальность

Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта – использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.

Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.

Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.

Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах.

Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно установить такие границы.

    Обязательно соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

    Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.

    Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

    Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

    Необходимость госпитализации клиента.

    Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.

1.3.Исключение профессиональных злоупотреблений

К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.

Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.

Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.

1.4. Принцип «Не оценивать»

Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение, наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.

На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа основных принципов психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого консультанта. Профессиональный консультант должен сочетать узкоспециальные аспекты работы с этическими и, наоборот, неэтичность практического психолога сочетается с его непрофессионализмом.

Во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Среди основных принципов работы практикующих психологов указываются: профессиональная компетентность консультанта; соблюдение конфиденциальности; запрет на двойные отношения, т.е. исключение злоупотреблений и принцип «Не оценивать».

Консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам:

    Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

    Ценностные ориентации организаций, в которых работают консультанты могут не совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

    Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

ЛИТЕРАТУРА

    Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.-М.: Академический Проект ОППЛ, 2002.

    Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 1999.

    Шавердян Г.М. Основы психотерапии.-СПб.: Питер, 2007.

(Бодалев А.А., Столин В.В, 1987; Ю.Е.Алешина, Р. Кочунас).

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип конфиденциальности (анонимность). Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым или клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

Любая информация , сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государствен­ные организации, частным лицам, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни . Вопрос конфиденциальности представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом . Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту . Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом .

· Предел профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

· Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. (Например, конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности).

Обстоятельства , при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено:

· Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

· Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

· Необходимость госпитализации клиента.

· Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.



В августе 1969 г. клиент Центра психического здоровья Poddar рассказал консультирующему его психологу, что собирается убить свою подругу Tatiana Tarasoff. Психолог сообщил об этом в полицию по телефону и дополнительно изложил обстоятельства дела в официальном письме начальнику полиции. Он указал на необходимость установить за клиентом наблюдение и госпитализировать его как социально опасное лицо. Полиция задержала Poddar для допроса, но вскоре отпустила в связи с недостаточностью улик. Некоторое время спустя эксперт, контролирующий квалификацию упомянутого психолога, выразил недовольство и потребовал, чтобы ему возвратили письмо, направленное в полицию. Письмо было уничтожено. Старший коллега потребовал от консультировавшего психолога не предпринимать больше никаких действий по отношению к этому клиенту. Родители потенциальной жертвы не были поставлены в известность о нависшей угрозе. Через два месяца Poddar убил девушку. Ее родители возбудили уголовное дело против служащих университета за то, что их не предупредили о возможном несчастье. Хотя нижняя инстанция суда иск отклонила, Верховный суд Калифорнии в 1976 г. вынес сотрудникам Центра обвинительный приговор за безответственность.

Как утверждают Beauchamp и Childress (1983), приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.

2. Принцип компетентности психолога . Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать . В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур . Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством .

3. Принцип ненанесения ущерба клиенту (испытуемому). Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

4. Принцип беспристрастности психолога . Недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением. Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью. Клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно во время приема.

5. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента . Психолог во время своей работы должен

ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент . Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым , а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального

функционирования человека.

6. Принцип запрета давать советы . Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту .

Когда человек обращается за советом, то он, на самом деле, спрашивает: «По какому маршруту мне, слепому, дальше идти, чтобы больше не падать? Можно, конечно, дать совет, но в этом случае человек будет постоянно к нам обращаться. Наша помощь заключается, чтобы он сам стал видеть. Чтобы в дальнейшем не проводника-поводыря искал, а мог идти самм.

7. Принцип разграничения личных и профессиональных отно­шений . Запрет на двойные отношения - ещё важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность.

Уровень мастерства напрямую связан с умением человека осознавать и исполнять свою профессиональную роль , строить свое поведение в ее рамках. «Человеческие» отношения возникают тогда, когда поведение начинает выходить за рамки профессиональной роли .

Смешение рабочих отношений с другими видами взаимоотношений не только усложняет, но и делает невозможным решение психологической проблемы. С клиентами не дружат, друзей не консультируют. Рабочие отношения - это отношения чистого зеркала . «Человеческие» отношения искривляют восприятие: дружба - это зеркало взаимозависимости, влюбленность - зеркало идеализации, а приятельские отношения - зеркало тактичности.→

Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации .

Желание клиентом отношений с психологом, выходящих за рамки рабочих, необходимо рассматривать как сопротивление и использовать как материал для психологического анализа.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами нередко замалчивается. Был проведён опрос 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина - женщины. Исследователи получили такие результаты:

· эротические контакты и сексуальные отношения более часты между мужчинами-консультантами и женщинами- клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);

· консультанты, однажды перешагнувшие границу дозволенного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиентами (80% случаев);

  • 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами считают терапевтически ценными.

Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком . Тем не менее при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, которые имеют огромное значение для работы с пациентами:

а) "перенос", то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;

б) "контрперенос", то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего

психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими явлениями.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности.

8. Принцип осведомленного согласия . Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования :

  • об основных целях консультирования;
  • о своей квалификации;
  • об оплате за консультирование;
  • о приблизительной продолжительности консультирования:
  • о целесообразности консультирования;
  • о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
  • о границах конфиденциальности.

Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента . Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт.

Сходными являются и принципы телефонного кон­сультирования :

1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека.

2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание бесе­ды абсолютно конфиденциально.

3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипули­ровать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического.

4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Пси­хологической Помощи: Буклет, 1996).

Т. к. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, то основное требование практической этики сводится к знаменитому «не навреди».