Лель мифология. Легенда о волшебной свирели. Легенда о Волшебной Свирели

Лель (Лелья, Лельо, Любич) - славянский Бог . Является сыном и братом . Судя по одним источникам, Лель и Полель — это имя одного и того же бога, по другим же Лель и Полель — это два брата. Лель - бог любви и браков. Об этом боге упоминают многие источники, к примеру — Иннокентий Гизель в своём Синопсисе в главе “Об Идолах”, некоторые русские мифологи 18 века, поэт Державин и даже Пушкин в “Руслане и Людмиле”. В последнем произведении говорится так: Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец…

Лель - весёлый и легкомысленный бог любовной страсти у славян. Слово “лелеять”, по некоторым предположениям, произошло от имени этого бога и означает «нежить, любить». Традиционно изображался как златовласый молодец, нередко с крыльями за спиной, или как среброволосый пастушок, который играет на дудочке. Символом Леля является аист, название которого на древнеславянском звучит как Лелека, а также жаворонки и журавли. Можно найти схожие черты между Лелем и римским Амуром.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.


Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».

Фото :

Интересные факты:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

Славянская богиня Леля и бог Лель дети богини любви и семейного согласия Лады. Это одни из самых романтичных божеств пантеона славян. Богиня Леля покровительствует истинному знанию, которое находится вне разума и приходит с творческим порывом. Лель бог славян олицетворяет юное начало, пробуждающее страсть и любовь в юношеских сердцах.

  • О природе Леля и Лели

    Согласно сохранившимся немногочисленным данным богиня Леля и бог Лель были рождены Ладой. Ее прекрасные дети взяли от матери по частичке чистого пламени и яркого света весеннего солнца. Их имена стали частью праздничных напевов и свадебных ритуальных песен.

    Два родственных божественных начала в сути своей несут одну искру жизни. Славянская богиня Леля олицетворяет задор молодой девушки, не познавшей житейских тягот. Она защищает открытые юные сердца, наполняя их пылкой любовью.

    В своей ипостаси Лель бог славян отражает аналогичное стремление, только для юношей. По своим качествам он схож с Ярилой, только более юным. Бог Лель несет в себе мягкое тепло первых солнечных весенних лучей. От его удивительной игры на дуде просыпаются весенние травы, прибиваясь через оставшиеся шапки снега. Недаром его цветком считаются подснежники и пролески.

    За что отвечает Леля

    Согласно установленным данным богиня Леля входит в аспекты богини Живы. Наровне с матерью Ладой и теткой Макошью она выступает как отражение жизненного цикла силы природы. Ладе отведена роль хранительницы молодого огня души, не омраченного жизненным опытом.

    Это триединство нашло свое отражение в народном творчестве. Найдены глиняные и деревянные кумиры, отражающие триединое женское начало. В этом комплексе одна из фигур ― богиня Леля. Так же в вышитом узоре изображение «берегини» с опущенными руками это славянская богиня Леля.

    Описание богини по источникам

    Археологические находки в которых предполагается богиня Леля дают современнику относительное представление о том, как видели юное божество наши предки. Ее изображали со стройным телом и распущенными волосами.

    Согласно описаниям из сказаний славянская богиня Леля была прекрасна лицом, у нее были ясные глаза и белая кожа. В ее облике сочетались все представления о юной красоте и удивительном обаянии.

    Сказания о Леле и Яриле

    Наиболее яркое произведение, в котором фигурирует славянская богиня Леля, посвящено ее пылкой любви к Яриле. Описанное сказанием повествует о том, как богиня Леля увидев Ярилу на одном из весенних праздниках полюбила его всем сердцем.

    Она долго не решалась открыться ему, пока любовь не переполнила всю ее суть. Тогда богиня Леля открыла тайну своего сердца Яриле. На что пригожий бог ответил, что он любит всех богинь одинаково.

    В последствии по былинам прослеживается затухающее чувство Лели. Однако она не обиделась и не ожесточилась получив своеобразный отказ. Таким образом славянская богиня Леля отражает саму суть юного сердца, способного ярко переживать любое чувство не озлобляясь.

    Лель в жизни славян

    Лель бог славян выполнял роль защитника юношеского сердца. Он нес в себе огонь первых солнечных лучей. В нем воплотились пыл, задор и нежность ранних годов жизни до возмужания. По своему значению бог Лель близок к Яриле, но имеет собственную роль в пантеоне.

    Ему посвящали песни на свадьбы, он покровительствовал маленьким детям. Считалось, что бог Лель следит за маленькими членами общины в лесу когда они собирают ягоды. В белорусских сказках он часто выступает как юноша с прекрасным лицом играющий на свирели или дудочке. Когда потерявшиеся дети видели его, они с радостью отправлялись за ним, находя дорогу домой.

    Как описывали Леля предки

    По собранным описаниям бог Лель изображается, как прекрасный юноша. Нежный и чистый он полностью отражает образ молодого весеннего солнца. В сказаниях восточных славян пригожий молодец с удивительным голосом будит природу после долгой зимней спячки.

    Лель бог славян выступает как ранее пробуждение сил природы. Начиная с 22 марта начинается активное таянье зимних снегов, появляются первые весенние цветы. Именно этому периоду приписывались предками удивительные метаморфозы, связанные с появлением Леля.

    Упоминание в сказках и былинах

    Бог Лель наиболее ярко отражен в сказке «Снегурочка». По более современному прочтению, родители наградили свое любимое дитя именем бога. Но в раннем срезе сказания бог Лель сам выступает в качестве персонажа.

    Снегурочка не может завладеть его сердцем безраздельно, поскольку Лель бог славян не может принадлежать одной женщине. Согласно описаний бог Лель не сочетался браком ни с одной богиней. Его роль заключается в разжигании любовного огня во всех сердцах.

    Брачное торжество под покровительством богов любви

    Богиня Леля и ее брат Лель вошли в пантеон как покровители молодого брака. Девушки и юноши могли обращаться к ним за помощью отыскать свою вторую половину. Считалось, что на летнее равноденствие в Купальскую ночь Лель приходит на шумные праздники. Играя на своей дудочке, он разжигает пламя любви в сердцах пар.

    На весеннее равноденствие славянская богиня Леля даровала девушкам очарование, которое способно привлечь внимание юношей. Начиная с этого периода молодые красавицы начинали вышивать платок, который потом войдет в ритуальное подношение на Купалу.

    Сам же купальский венок состоял из плотных веток и цветов. Платок с угощениями ложился в центр вместе со свечей и пускался по воде. Юноши собирали эти венки вниз по течению. По узору и мастерству вышивки они могли найти ту девушку, угощение которой пришлось по нраву.

    На свадебных торжествах Леле и Лелю пелись распевки, в которых имена божеств выступали как мелодичный текст. Корень «лель» входящий в оба имени богов, стали частью многих слов связанных с нежностью и любовью. Их именами убаюкивали младенцев, напевая их вовремя укачивания.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Легенда о Волшебной Свирели

Красивых легенд в славянской мифологии превеликое множество, а как известно, самые красивые легенды о любви. Одну из таких легенд передавали славяне их поколения в поколение, и имеет эта легенда отношение к богу страсти и любви – златовласому Лелю. Легенда о Волшебной Свирели – одна из любимейших легенд славянской мифологии.

Она гласит, что давным-давно жил на свете светловолосый пастушок, чьи родители так сильно любили друг друга, что назвали своё чадо Лелем, в честь бога любви и страсти. Пастух так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован и поражён игрой. Однажды Лель спустился к пастуху, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук. Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под неё.

На беду полюбила страстно и сильно того пастушка красавица Светлана. Она так сильно была увлечена Лелем, что готова была практически на всё, чтобы тот обратил на неё своё внимание. Однако, Лель так и не отвечал Светлане взаимностью, увлечённый игрой на своей чудо-свирели. Светлана всё больше и больше копила свою злость на Леля и на свою судьбу и однажды ночью, когда Лель мирно и сладко спал под деревом в поле, Светлана прокралась к нему и украла свирель. Не думая долго, красавица сожгла на костре единственную отраду Леля. Светлана надеялась, что теперь-то Лель точно обратит на неё внимание и полюбит.

Однако, произошло совершенно обратное: Лель впал в необъятную грусть и тоску, а к осени угас от скуки, как свеча на ветру. Похоронили Леля на берегу реки, а вокруг могилы его и по сей день растёт тростник. Легенда о Леле стала главной легендой о пастушьей доле, и с тех времён все пастухи мастерски играют на свирелях за работой и практически никогда не бывают счастливыми и удачливыми в любви.

Лель - повелитель певчих птиц

Лель (Лелья, Лельо, Любич) - в мифологии древних славян бог любовной страсти.
О Леле - веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист.
Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека.
В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Б.Ольшанский

Народная легенда о Леле

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок.
Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти — Лель.
Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания.
И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре — в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.

Михаил Нестеров. Лель. Весна

Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча.
Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...
Недаром же долетела к нам из старины задорная девичья песня:
О Леле — этом маленьком боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть.
Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.

Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

По материалам:
"Русские легенды и предания" Грушко Е.А., Медведев Ю.М.